Методика Монтессори сейчас очень популярна. Основоположником этой теории является детский психолог Мария Монтессори (19 век). Педагогика Монтессори часто характеризуются как педагогический метод, при котором ребенок и его индивидуальность ставятся во главу угла. Монтессори верила в самоценность каждого ребенка. В педагогике Монтессори не применяются сравнения и измерения по существующим общим меркам. Вместо этого дети учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации человека и что люди должны учиться следуя собственной мотивации. В первую очередь потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе подрастающего. Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребенка. Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учебы. Поэтому Монтессори-педагоги поощряют детей самим управлять выбором темпа, темы и закрепления изученного.
Лейтмотив метода Монтессори состоит в поддержании естественной радости ребенка от учения. По Монтессори эта радость учиться – одна из главных особенностей подрастающего человека вообще. Поддерживая это чувство и управляя им в духе уважения, педагог способствует развитию целостной и уравновешенной личности. Дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, приобретают уверенность в собственных силах и усваивают изученное наиболее эффективным образом.
Самостоятельность подкрепляется заданиями из практической жизни (то есть такими, которые находят непосредственное приложение в повседневной практике). Монтессори-детсад учит (в первую очередь через подражание) таким вещам, как самостоятельно одеваться, мыться, накрывать стол и т.д. Обучение по Монтессори в школе оставляет большой простор для работы в группах. Дети могут выбирать, с кем они желают совместно работать и над чем. При этом групповая работа ставит акцент на личности обучающегося как руководителя своего интеллектуального развития.
Для Марии Монтессори имеет первостепенное значение дать ребенку возможность развивать свое чувственное восприятие в подготовленной обстановке, отвечающей его психологическим потребностям. При этом особенно важно, чтобы обучающие и себя самих воспринимали как обучающихся, учитывали собственный ритм каждого ребенка, старались понять его в его индивидуальности и распознать, что его в данный момент занимает. Например, может случится, что ребенок использует специальный математический материал не для занятия математикой, а для измерения или строит из него машины и т.п. - и в этом случае руководитель должен принять такое развитие.
Каковы же принципы методики Монтессори?
В группе дети разных возрастов. Младшие дети учатся у старших, а старшие, помогая маленьким, становятся более ответственными, заботливыми и внимательными к окружающим их людям.
В садах Монтессори мебель, материалы - все находится на уровне глаз ребенка. Малыш сам может достать любую вещь, которая ему понадобится, значит, он не зависит от взрослого. Все предметы расставлены в строгом логическом порядке. По системе Монтессори пространство условно делится на несколько зон. Одна зона приспосабливает ребенка к практической жизни - завязывать шнурки, застегивать пуговицы, мыть руки, чистить, рисовать, раскрашивать, вырезать и т. д.
В сенсорной зоне собраны материалы для развития органов чувств. Ребенок учится различать вес, цвет, длину, высоту предметов, т. е. познавать их свойства.
В языковой зоне дети учатся читать, составлять слова, развивается их словарный запас.
В математической - ребенок осваивает счет, учится выполнять различные вычисления.
Также есть зона двигательных упражнений, которая способствует физическому развитию ребенка.
Какой ребенок не любит пересыпать сыпучие продукты из одной тары в другую, играть мамиными кастрюлями или папиными инструментами, возиться в воде? В группах Монтессори дети удовлетворяют свое любопытство. Здесь все настоящее, а не игрушечное, только меньших размеров, и предметы изготовлены из природных материалов.
В группах, организованных по системе Монтессори, нет парт, каждый ребенок занимается, сидя на своем коврике или за маленьким столиком. Это является его личным пространством, и никто не вторгается в него, не спросив разрешения. Одно из основных правил в педагогике Монтессори - не мешать другим, убирать за собой.
В группе Монтессори все предметы в одном экземпляре и ребенку приходится решать: ждать своей очереди или играть в группе. Это приучает детей к порядку, чистоплотности и внутренней дисциплине.
В школах, работающих по методике Монтессори, детям также дается свобода. Их не сажают за парты, ученики сами выбирают над чем будут работать и в какой группе. Задача педагога лишь направлять интерес ребенка к нужному занятию, потому как именно учитель знает, на какой стадии развития находится каждый ребёнок.
Воспитывать по Монтессори, значит, давать свободу действия ребенку, уважать его выбор, интересы и его мнение. Именно поэтому педагогика Монтессори, как одна из уникальных методик, заслуживает внимания.