Все дошкольные учреждения делятся на государственные муниципальные, ведомственные, коммерческие и так называемые домашние детские сады.
Оптимальное сочетание «цены и качества» — сады государственные, или, как еще их называют, муниципальные. Но это при условии, что персонал, работающий в конкретном учреждении, ответственно и с любовью подходит к своему делу.
Режим дня соответствует физиологическим особенностям детей разного возраста. В группе работают два воспитателя и нянечка. В садике ваш малыш будет не только общаться со сверстниками, играть, гулять, заниматься физкультурой, но и развиваться интеллектуально и эстетически. Для этого дошкольное учреждение выбирает одну или несколько специально разработанных программ и методик, по которым работает. В группе не должно быть больше 20—23 детей.
Если для вас важно, чтобы в саду непременно был бассейн и другие «цивилизованные удобства», необязательно искать коммерческое учреждение. Все муниципальные садики, построенные за последние годы, оборудованы по современным стандартам. В них есть бассейн, расширены игровые комнаты, используемые строительные материалы проходят специальную сертификацию для применения в детских учреждениях.
В государственных садах, кроме основной программы, ваш ребенок может посещать и дополнительные занятия: по ритмике, иностранным языкам, рисованию и т. д. за отдельную плату. Детским государственным учреждениям разрешено проводить дополнительные платные занятия, если они получили лицензию на их организацию. Но посещать такие «кружки» — необязательно. Даже если остальные дети из группы это делают. Все другие «дополнительные взносы», которые в некоторых садиках предлагает сделать заведующая или воспитатели, будь то деньги или «натуральный обмен», — неофициальные. Если очевидно, что таким образом сотрудники учреждения хотят сделать «надбавку» к своей зарплате за ваш счет, вы вправе обратиться с жалобой в Окружное управление образования.
Ведомственных детских садов становится все меньше. Такие дошкольные учреждения не контролируются напрямую городским Департаментом образования. Распорядок дня, образовательную программу, подбор кадров определяют учредители — предприятие или организация, в чьем ведомстве находится сад, — и прописывают все эти пункты в уставе дошкольного учреждения. Чтобы вести свою деятельность, эти сады должны обязательно пройти государственную аттестацию и получить лицензию.
Многие родители считают, что самый хороший вариант — негосударственные (или коммерческие) дошкольные учреждения. С одной стороны, это действительно так: в группе не больше десяти детей, каждому достается внимание воспитателя, на малышей не кричат, есть и спать не принуждают, в садике уютно, красиво, много игрушек, разнообразные занятия.
Если средства вам позволяют (несколько сот долларов в месяц), и вы решили определить малыша именно в такой сад, обратите внимание на то, есть ли у него лицензия на осуществление деятельности и по каким образовательным и воспитательным программам работают педагоги. Часто программы эти носят «самодеятельный» характер, не опираются на научные разработки и рекомендации, а это ведет к непредсказуемым последствиям в развитии детей. И не гонитесь за тем, чтобы ваш ребенок посещал как можно больше образовательных занятий. Главная цель дошкольного воспитания — не в подготовке к школе, а в развитии эмоциональном, эстетическом, физическом, в общении со сверстниками.
Особая форма дошкольных учреждений — домашние детские сады. Как правило, они располагаются в квартирах. Число воспитанников — 5—6 детишек. Обстановка, питание максимально приближены к домашним. Питомцы такого садика — как одна большая семья. Но прежде чем отдать ребенка сюда, стоит поинтересоваться, есть ли у хозяев все та же лицензия. Иначе в случае нарушения ваших прав и прав вашего малыша добиться правосудия будет крайне сложно.