Недетсадовский ребенок – так иногда называют детей, которые очень сложно адаптируются к дошкольному учреждению, а порой этот «цветник» так никогда и не становится их «вторым домом». Напротив, кажется чем угодно – тюрьмой, воспитательной колонией, а иногда и сумасшедшим домом, но только не уютным гнездышком, где весело, интересно, где много друзей.
Воспитатели из этого «казенного заведения» выработали для себя четкий критерий, по которому можно определить недетсадовского ребенка: если в течение полугода чадо не адаптируется в саду, то есть отказывается есть, выполнять какие-то режимные моменты, если у него продолжаются истерики и не высыхают слезы на глазах, а по ночам дома снятся кошмары, то он попадает в эту категорию.
Психологи же смотрят на проблему шире. Иногда создается внешняя видимость, что малыш привык к саду: хоть и без особого рвения, но и без скандалов отправляется утром в путь, ведет себя тихо, скромно, воспитатели на него не жалуются. Однако тот первоначальный стресс, который был получен в первые дни новой жизни, может сильно отразиться на его психике. Травма никуда не денется, она просто заберется внутрь и «заляжет на дно». Но до поры до времени. Может статься, вылезет в самый неподходящий момент, когда никто не ожидал, в самом необычном проявлении. В этом случае можно посоветовать одно: присматривайтесь, прислушивайтесь к своему ребенку, когда он играет, что-то шепчет на ухо любимой кукле, общается с детьми во дворе. Вас должны настораживать коренные изменения в его поведении, неожиданные всплески эмоций и странные поступки. Особенно если знаете, что «знакомство» с детским садом могло сильно поразить психику крохи. Возможно, малыш просто замкнулся в себе, и понять, что творится в его душе, можно, только внимательно за ним наблюдая, аккуратно, как бы между прочим расспрашивая о садике, инсценируя какие-то сцены в игре, на зверюшках и куклах. Потому что, если травма действительно есть, не нужно полагаться на «авось». Обязательно стоит проработать ее, не упуская момента, пока она не переросла во взрослый комплекс. И лучше это сделать с помощью квалифицированного психолога.
Но, к сожалению, далеко не всегда воспитатели в детском саду, в силу многочисленности своих подопечных, могут уделить должное внимание индивидуальным способностям ребенка и соотнести их с задачами, которые ставит перед крошечным существом «казенное заведение». Ведь малыш, попадая в эту не самую маленькую ячейку общества, остается в ней один на один со своими страхами, сомнениями, умениями и неуменями. Если, гуляя с мамой во дворе, он мог избирательно общаться со сверстниками, с кем-то играть, а кого-то обходить стороной, то в детском саду он у всех на виду. Сад – это основная часть его жизни, это целый мир, где действуют свои законы. И, в случае чего, уже не убежишь к маме, не спрячешься за ее спину. Она не поможет завязать шнурки, одеться, снять штанишки, если захотелось в туалет. А ведь кто-то из детей умеет все это делать, а для кого-то это целый подвиг. Несмотря на один и тот же возраст, развитие детей может сильно отличаться. Поэтому требования и нагрузка, возлагаемая на них воспитателями, должны соответствовать индивидуальным возможностям ребенка. Если же возникает резонанс, причем с отклонениями в обе стороны (завышенные или заниженные требования), то не избежать эмоциональных конфликтов.
Что же делать во всех этих случаях? Рекомендации простые и очень общие, поскольку каждый ребенок – большая индивидуальность, и нельзя всех мерить общей меркой. Во-первых, контролируйте ситуацию и не стесняйтесь прибегать к помощи психологов. Она далеко не лишняя. Во-вторых, если средства и возможности позволяют, подыщите малышу частный детский сад или клуб, где маленькие группы, индивидуальный подход, есть возможность оставлять ребенка на несколько часов, а не на весь день, находиться с ним рядом во время занятий, хотя бы первое время. Это поможет крохе адаптироваться к обществу постепенно, а потом, глядишь, и наладится. Поможет комфортная атмосфера, психолог, ваше понимание или просто возраст возьмет свое.
Не занимайтесь гиперопекой малыша с самого рождения. Важно, чтобы он что-то умел делать сам. Тогда в детский сад он придет более-менее подготовленным, не возникнет лишних комплексов и огорчений.
Легко входит в новую ситуацию ребенок, у которого хороший тыл. Не диктуйте малышу, что он должен делать. Давайте ему большую свободу. Пусть он обратится к вам только тогда, когда ему потребуется ваша помощь. Старайтесь давать ребенку то, что он просит, а не навязывайте, что сами считаете нужным. Только не поймите это слишком буквально. Не бойтесь, что ваше чадо набьет себе лишнюю шишку. Трудности закаляют, и это поможет перенести их в незнакомой обстановке, самостоятельно принять нужные решения, показать характер.
В любом случае, если не понятно, что делать, ставьте себя на место малыша. Мы так редко это делаем! А такая штука реально помогает окунуться в мир ребенка, увидеть ситуацию изнутри. Так легче будет принять правильное решение. Правильное прежде всего не для себя, а для него.
Заранее готовьте ваше чадо к детскому саду. Рассказывайте о нем. О том, как там интересно, замечательно, весело. Но и о трудностях не забывайте упомянуть. Только не нагоняйте на ребенка страх, а поверните все так, чтобы он понял: детский сад – это шаг к самостоятельной жизни. Там становятся взрослыми, умными, ответственными. Ведь всем детям хочется поскорее стать большими. Можно сходить в садик «на экскурсию», познакомить с воспитателем и сделать акцент на том, какая она хорошая. Постоянно возвращайтесь к обсуждению этих тем.