Пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу.В первый школьный год проблемы возникают практически у всех детей: детсадовских и "домашних", хорошо подготовленных к школе и едва читающих, бойких и застенчивых, усидчивых и непосед. Поэтому будьте бдительны, замечайте любые изменения в поведении, настроении, состоянии здоровья малыша и решайте все проблемы как можно быстрее. Когда оказывается, что их умненький, раскованный, сообразительный малыш почему-то не справляется со школьными требованиями, многие папы и мамы чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях. На детскую головку обрушивается град упреков: неусидчивый, не стараешься, грязнуля, растяпа… Но ведь не только родители, но и сам малыш предполагал, что будет хорошо учиться. Он и сам недоумевает, почему у него ничего не получается, а тут самые близкие люди, на поддержку которых он рассчитывает, ругают и наказывают. У ребенка может сложиться впечатление, что его перестали любить.В начальной школе вообще не стоить зацикливаться на оценках. Конечно, есть счастливчики, которые, не особенно напрягаясь, учатся на "отлично" от первого до последнего класса. В большинстве же случаев дети, которые были отличниками в начальной школе, становятся рядовыми учениками в средней. И наоборот, очень часто головная боль учительницы, горе-ученик классу к шестому-седьмому выравнивается и блестяще заканчивает школу.
Если у малыша не ладится с учебой, постарайтесь воздержаться от упреков и нравоучений.Напомните малышу как он учился плавать, кататься на велосипеде или роликах и тоже сначала не выходило и было очень трудно, а зато когда получилось, то сразу стало очень весело. Вот также будет и с письмом, надо только побольше тренироваться. Потом стоит понаблюдать за ребенком и все же понять, в чем причина неудач.
Возможно, малыш просто устает. Практически всем детям, а особенно тем, кто не ходил в детский сад, с трудом удается приучить себя вставать в семь утра.Чтобы не создавать порочного круга, лучше еще до школы начать приучать будущего первоклассника к новому режиму, постепенно сдвигая время подъема и отхода ко сну. Если вы этого не сделали, вам придется проявить твердость и настоять на том, чтобы ребенок отправлялся спать не позднее девяти часов вечера, в том числе и в выходные. Часа за полтора до сна стоит прекратить просмотр телепередач и буйные игры. Естественно, что и уроки следует закончить никак не позднее. Лучше всего, пойдите с малышом на полчасика прогуляться перед сном, поговорите с ним о прошедшем дне, успокойте, если его что-то волнует.Многие дети спросонья не могут проглотить ни куска. Не настаивайте, лучше положите в портфель стаканчик йогурта или бутерброд, чтобы малыш мог перекусить на первой перемене. Самое сложное для первоклассников - это вовсе не научиться читать и считать (большинство детей, как правило, умеют это в той или иной степени еще до школы). Гораздо труднее освоить прописи (на это отводится ничтожно мало времени, всего одно полугодие), научиться аккуратно вести тетради, быстро писать под диктовку учителя. У вашего чада запредельная грязь в тетрадях, буквы не желают попадать на строчки и валятся в разные стороны? Не спешите обвинять его в неаккуратности и отсутствии прилежания. Скорее всего, у малыша плохо развита мелкая моторика. Вместо того, чтобы заставлять его часами просиживать за прописями, поиграйте в веселые пальчиковые игры (их описания есть в специальных книгах), научите его складывать бумажные фигурки оригами, предложите побыть Золушкой: рассыпьте вперемешку рис, фасоль и гречку и попросите пальчиками рассортировать крупу. Можно купить красивые раскраски и поучиться аккуратно заштриховывать картинки или вырезать прописные буквы из наждачной бумаги и обводить их пальчиками.Сложности с математикой, как правило, легко преодолимы, стоит только спокойно и творчески подойти к делу. Гораздо хуже, если малыш, несмотря на все ваши усилия, с трудом читает или пишет с грубыми и необъяснимыми орфографическими ошибками. Возможно, у вашего ребенка логопедическое расстройство: дисграфия или дислексия. Если вы заметили , что у малыша явные симптомы дисграфии: ребенок постоянно пропускает буквы или, наоборот, дублирует их, пишет буквы зеркально, путает глухие и звонкие согласные в сильной позиции, не видит границы слов, просто делает "дурацкие" ошибки, - как можно скорее обратитесь к школьному логопеду, если его нет в вашей школе, вам должны сообщить, в какой из школ района он принимает. Если малыш оказался аутсайдером, подумайте, как можно поднять его авторитет в классе. Возможно, его не берут в компанию просто потому, что у него нет "культовых" игрушек. В таком случае, вам придется пожертвовать своими принципами и купить-таки вожделенную Барби или человека-паука. Если вам это не по карману, попытайтесь сэкономить на чем-нибудь другом или одолжить игрушку у знакомых.
Над малышом смеются, потому что он не умеет быть опрятным? Обязательно потренируйтесь дома вытирать нос и завязывать шнурки, одевайте ребенку в школу только ту одежду с которой он может сам справиться, не допускайте, чтобы он выглядел смешным. Если малыш неловок, не умеет играть в подвижные игры, поиграйте с ним в классики и вышибалы, запишите в спортивную секцию.
Может быть, ребенок просто не умеет знакомиться и завязывать отношения. Расскажите ему, как начать разговор с малознакомым человеком, устройте небольшую вечеринку или пикник и предложите пригласить ребят, с которыми ему хотелось бы дружить. Придумайте такие игры, которые помогли бы детям завязать дружбу. Сделайте так, чтобы ваш дом был всегда открыт для друзей ваших детей. Но обязательно объясните малышу, что нельзя покупать дружбу одноклассников с помощью чипсов, конфет и лимонада.
Если малыш от природы замкнут и не испытывает особой тяги к общению, не настаивайте и не тормошите его. Возможно, позже он найдет себе такого же приятеля-тихоню и будет предаваться вместе с ним уединенным беседам. Иногда робкие дети стремятся прежде всего завести личные отношения с учительницей. В принципе, в этом ничего плохого нет, особенно, если учительница отвечает малышу взаимностью. Следите только, чтобы ребенок не оказался в хрестоматийной роли любимчика, к которому учителя не всегда объективны и которые, отрабатывая свое особое положение, начинают "помогать" учительнице, ябедничая на товарищей.
Агрессивному ребенку постарайтесь объяснить, почему его поведение неприемлемо. Многие родители чрезмерно опекают первоклассников: провожают и встречают их из школы, делают вместе с ними уроки, контролируя буквально каждый их шаг. Если школа находится не на другом конце города, потихоньку приучайте малыша добираться до нее самостоятельно. Научите его правилам безопасности и дорожного движения, попросите, чтобы он "проводил" вас до школы и обратно. Когда вы почувствуете, что малыш готов к самостоятельным путешествиям, начните отпускать его на небольшие расстояния, например, в ближайший киоск за молоком. Не стоит слишком активно вмешиваться в учебу. Конечно, помогать придется, особенно на первых порах, но делайте это лишь тогда, когда малыш сам вас об этом попросит. Если он активно отказывается дать вам тетради на проверку, не настаивайте, пусть учится сам отвечать за свои школьные дела, это будет гораздо полезнее пятерок, полученных под вашим недреманным оком.