Всего два или три поколения назад дети не имели естественного для каждого человека права непринужденно выражать свои чувства и мысли. Детям не разрешалось вмешиваться в жизнь своих родителей. Прежде, в большинстве случаев от них требовалось быть на виду, но так, чтобы их не было слышно. Тогда дисциплина означала только лишь привычку к порядку и повиновение под угрозой наказания. И мы знаем, что те времена были и в политическом плане авторитарными и достаточно жестокими в житейском плане. То есть можно с большой достоверностью предполагать, что чем более демократично воспитываются дети, тем они, когда вырастут, будут строить более демократическое общество.
Также вполне определенно можно сказать, что чем более гуманен ты будешь к своим детям, тем более гуманно они будут относиться к тебе тогда, когда вырастут.
Сейчас, когда мы намного лучше знаем и понимаем мир детства и исходим из того, что это совершенно особый, живущий по иным законам, самостоятельный мир, непохожий на наш, мы гораздо охотнее позволяем детям радоваться жизни и не вынуждаем их взрослеть раньше времени. Но это положение возлагает на родителей намного большую ответственность, чем оно было в период «запретного» воспитания.
Ведь так просто оценить действия ребенка с взрослой позиции и заставить его действовать в тех рамках, которые для нас привычны. Но в позиции терпимости родителям приходится входить в забытый ими мир детства, понять его законы и адекватно взаимодействовать с ребенком. Понятно, что это трудно.
Но только в этом случае может вырасти гармоничный человек, которому во взрослом состоянии не надо будет обращаться к психотерапевту.
Одна из самых важных принципиальных ошибок при воспитании – это отношение к ребенку, как к неразумному созданию. А он, БЕЗУСЛОВНО, является ЛИЧНОСТЬЮ, конечно же, не такой развитой, как взрослый человек. Но у него уже в это время есть сложная внутренняя жизнь, он на своем уровне оценивает окружающее на основе той шкалы ценностей, которая НА ЭТО ВРЕМЯ у него есть. У него в это время есть потребности и верования, влечения и цели. Поэтому золотое, самое главное правило в общении с ребенком – уважение к личности, даже если этой личности всего один год.
Уважением к его личности является и то, что если ты что-либо сделаешь не так, ошибешься в воспитании ребенка, то, извинишься перед ним. Большинство людей совершенно не воспитанно относятся к своим детям. Например, часто ли родители говорят своему ребенку: «Пожалуйста!» и «Спасибо!»?
Ваши взгляды на жизнь и взгляды на это же ребенка не обязательно будут совпадать. У ребенка может быть свое мнение на то или иное событие жизни. И это надо уважать, даже если вы знаете (или вам кажется, что знаете?) что оно ошибочно. Извиняться перед ребенком – на деле признать его равенство. После этого он поймет, что родители не боги, что они могут ошибаться. И если им можно делать ошибки, то и ему это можно, ничего страшного в этом нет.
Опять же, если ты признаешь, что ребенок личность и имеет свои права, то и он должен понять, что другие члены семьи имеют свои права. И если они считаются с его правами, то и он должен это делать. Достичь каких-либо договоренностей с ним в таком случае будет намного проще.
Понятно, что и в этом деле надо знать меру. Слишком дружеские отношения с ребенком могут привести к тому, что он может решить, что он действительно равен взрослым. И он решает наши проблемы, а не его воспитывают. И тогда с его стороны может возникнуть пренебрежение к родителям. Отношения должны быть дружескими, но как между старшим и младшим товарищем. В этом случае можно принять своего ребенка таким, каков он есть, но помогать ему стать лучше, как это принято делать между друзьями.
Нельзя делать своих детей превосходно воспитанными. Многие люди бывают просто счастливы, когда их 5-6 летний ребенок ведет себя в смысле воспитания как 30 летний взрослый. А это означает только одно – полный провал родителей как воспитателей. Есть такое выражение: «Не убивайте в своих детях шалунов!» Ребенок должен оставаться ребенком. Иначе он не сможет стать взрослым.
Понятно, что воспитанность и невоспитанность ребенка сразу же видна всем и является своеобразной «визитной карточкой воспитателя», по которой окружающие люди судят о родителях этого ребенка.
Родители, вгоняя своего ребенка в определенные ими жесткие рамки, в это время в первую очередь думают не о счастье и благополучии ребенка, а о своем имидже. Они также на бессознательном уровне чувствуют, что плохие поступки их чада на пустом месте не появились, что они являются слепком с их взаимоотношений в семье. И судорожно пытаются скрыть это перед другими людьми, обкладывая своих детей красными флажками.
Многие века показывать обществу то плохое, что происходит в семье, мягко говоря, не рекомендовалось (сор из избы не выноси!). Мотивы этого вполне понятны: например, в Средние века практически всех, кто чем-либо отличался от других, сжигали на кострах.
Конечно же, задача родителей при воспитании – сделать все для того, чтобы ребенок был счастлив, чтобы он, чем бы ни занимался в своей жизни, жил в гармонии с собой и внешним миром. Но счастье и уравновешенность, к сожалению, не так наглядны, как плохое поведение и непослушание.
Обычно ребенок начинает отчетливо произносить первые слова между 9 и 18 месяцами. Скорость овладению речью у всех разная. И бывает, что ребенок даже в три года очень плохо говорит. Но если воспитание такого ребенка идет в общем и целом правильно, то к 5-6 годам ВСЯ разница между детьми полностью стирается, то есть все дети начинают говорить хорошо.
Все дети развиваются по-своему, согласно своей генетической предрасположенности. И часто бывает так, что ребенок, который очень рано встал на ноги, затем, в следующие годы, показывает признаки отставания от тех, которые на «старте» рванули вперед не так быстро.
Детский организм очень гибкая система. В нем есть огромные резервы адаптации. И если из какой-то проблемы не делать трагедии, то в течении нескольких лет развитие ребенка выровняется и все проблемы забудутся.
Не нужно ускорять развитие своего ребенка. Он должен осваивать те или иные навыки жизни в СВОЕМ собственном ритме. Некоторые родители, начитавшись про разные развивающие методики, начинают обучать своих детей письму и чтению чуть ли не с пеленок. И, действительно, их дети уже в 3-4 года рассуждают как 10-ти летние.
И чем все это кончается? Такие дети, когда пойдут в школу, естественно учатся с намного более взрослыми детьми, чем они сами. Но они в чисто физическом плане намного слабее и меньше, чем одноклассники. И зачастую терпят от них различные унижения и издевательства. Это может привести к тому, что они замыкаются в себе, нервничают и заболевают. На черта нужны такие достижения, если они в конце концов приводят к подобным результатам?
Достоевский как-то сказал: «Проект не стоит той бумаги, на которой написан, если для своей реализации требует хотя бы одной детской слезинки». И мы тоже вполне обоснованно можем утверждать, что такие достижения не стоят ломаного гроша!
Некоторые родители спешат отдать своих детей в школу пораньше (в 6-лет). Но может случиться так: ребенок будет самым младшим в классе, и его будут все обижать. И у него может сформироваться жизненный сценарий неудачника. А если он придет в класс почти восьмилетним, то, во-первых, он станет намного крепче физически и психологически. И ему будет легче переносить школьные нагрузки. А, во-вторых, он легче сможет стать лидером в классе. Что и произошло в реальности!
У каждого ребенка свои способности, своя скорость роста и свой неповторимый рисунок личности. И если его подводить под какие-то критерии, то не только никогда не удастся сделать из него второго Эйнштейна, но даже те его способности, которые могли бы быть развиты, будут задавлены. Ребенок может и должен быть другим, может впитать от родителей то, что поможет ему развить свою индивидуальность и отринуть то, что делает его слишком похожим на них.