Воспитание - всегда чувство меры, движение по центральной оси, когда крайние меры наказания или поощрения или не используются вообще или же используются только в исключительных случаях. И если есть какие-то отклонения от этой оси, то они обязательно проявятся в тех или иных поведенческих стереотипах, которые могут привести к трагическим последствиям.
Насильственная коррекция поведения относительно ребенка даст плоды только в том случае, если он не имеет принципиальных возражений против него: “Конечно, ходить в школу не хочется. Но я знаю, что от этого утомительного занятия не удастся увильнуть - все равно заставят идти. Да и обойтись без знаний мне в жизни вряд ли удастся.”
Проблема “отцов и детей”, перед которой рано или поздно встают все родители (она была известна даже в Древнем Риме), появляется из-за того, что родители не понимают, что по мере взросления доза насилия относительно ребенка должна неуклонно снижаться.
Поэтому воспитание должно быть СБАЛАНСИРОВАННЫМ, то есть сочетать и поощрение и наказание. Ребенок должен четко уяснить связь: сделал так, как просят родители – получи «конфетку», сделал не то – получи по попе. Процентное соотношение «кнута» и «пряника» должно очень гибко привязываться к поведению ребенка.
Ребенок является тираном по своей сути. Он ничего не может с собой поделать – такова его природа: двигаться в ту сторону, в которую ему позволяют. И если родители нерешительны и непоследовательны, если им почему-то втемяшилось в голову, что ребенку нельзя ничего запрещать, он очень быстро сядет им на шею. И если один или несколько раз мать не сможет настоять на своем, например, на необходимости вовремя лечь спать, то ребенок может мучить ее несколько месяцев, добиваясь от нее тех послаблений, которые он когда-то получал. Если же мама четко и безусловно примет решение о том, что ребенок безусловно должен ложиться спать в установленное ею время, то она будет поражена – насколько быстро он поймет это и подчинится.
И если родители смогут настоять на том, что им поведение ребенка не нравится, если они покажут ему достаточно эмоционально и темпераментно свое отношение к сделанному, то, понятно, что ребенок сделает большую глупость, если будет настаивать на своем. Важно также то, что ребенок НИКОГДА не обидится на тебя, если твой гнев справедлив.
Отрицательные эмоции от родителей (и соответственно, их наказующие действия) будут являться для него критериями правильности и неправильности его поведения, каков бы у него ни был возраст.
Опять же замечено, что дети вырастают более счастливыми в тех семьях, в которых и родители и ребенок не боятся дать выход своему гневу. Если вы справедливо возмутитесь поведением своего ребенка и выскажете ему все, что думаете о его действиях в данный момент, то станет легче и вам и ЕМУ. Но при этом важно, чтобы ребенок понимал, что и ему позволено подобное поведение.
Родители нередко подсознательно сбрасывают на детей собственное раздражение, повышая голос. И тут же сами себя оправдывают: «Мама устала, папа устал!» Зато они считают, что ребенок ни в коем случае не должен раздражаться ни на родителей, ни на учителей – это неслыханная дерзость!
Обычно родители бранят ребенка потому, что видят, что их усилия потерпели полный провал, а сами они дошли до высшей степени раздражения. И привычка к брани больше характеризует родителей, чем психологические особенности их ребенка. Но родители, естественно не любят признаваться в этом.
Даже если верно вышесказанное, то родители будут клясться и божиться, что они своей бранью хотели подчеркнуть ребенку разницу между правильным и неправильным поведением. Но чем более требовательны родители, тем им труднее понять – какими они становятся занудами с точки зрения ребенка. Иные отцы бывают грозными, подобно Саваофу из Ветхого завета, готовые лишь греметь и бушевать.
Иные родители, услышав от ребенка какие-либо слова обвинения, настолько жестко его наказывают («Как ты смеешь на РОДИТЕЛЕЙ повышать голос!»), что ребенок в следующий раз поостережется высказывать свою обиду. И она, естественно, начинает накапливаться внутри него и, в конце концов, выплеснется в виде какой-либо болезни – психосоматоза.
Например, если ребенку запрещать плакать («Ты же не маленький!»), то он перестанет это делать. Но не выплаканные эмоции вылезут у него в виде хронического насморка (он начнет «плакать носом»). Если ребенку не давать выражать свой гнев в той или иной форме, то у него может появиться бронхиальная астма (он будет подавлять свой выдох, чтобы запрещенные слова случайно не вылетели из горла).
Запомните чрезвычайно важную вещь: ни в коем случае не наказывайте ребенка в состоянии озлобленности и гнева, не разобравшись с ситуацией в полном объеме. В этом случае насилие приведет к прямо ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ от желаемых результатам!
Также ни в коем случае нельзя ругать ребенка при посторонних людях. Это унижение личности, грубое диктаторское поведение. Если он провинился, то он знает, что должен получить наказание. И, в принципе, хоть ему это и не нравится, но он смирится, так как, если ему было объяснено, что этого делать нельзя, а он все-таки сделал запретное, то, конечно же, он знает, что виноват. Но если его при этом еще унизят, покажут перед другими людьми, что он ничего из себя не представляет, то он может обидеться насмерть.
Если ребенок устроил истерику в отделе игрушек, то его обязательно надо наказать. Но не на «месте преступления», а пообещать сделать это дома. Понятно, что настроение у родителей в момент истерики как раз такое, чтобы его отшлепать по полной программе. А вот дома родители остывают и желание наказать ребенка резко снижается. Но если он делает то, чего делать нельзя, и если ему обещано, что за это его дома накажут, то наказание должно быть НЕОТВРАТИМЫМ.
Если твой ребенок нарушает одно из основных правил поведения, которое вы для него установили, то, понятно, что это будет вас раздражать. Вы прекрасно понимаете, что он опять предпринимает «партизанскую вылазку» на вашу территорию для того, чтобы еще раз проверить «на вшивость» ваши запреты: а вдруг родители дадут слабинку и можно будет сделать то, что нельзя. Ведь не зря в русской культуре есть выражение: «Если нельзя, но очень хочется, то можно!»
Вот ребенок, как истинный носитель русского духа, и предпринимает попытки получить то, что хочется. И если вы достаточно эмоционально даете ему «по лапам», то выиграете еще один раунд в этом противостоянии. Но, слава Богу, это противостояние не вечно! Когда ребенок четко поймет, что дивиденды от такого поведения не получить, он неизбежно будет вынужден отступить. И тогда вы выиграете уже весь матч!
Если ребенок согласился с тем, что был не прав и признал свою вину, то нужно тут же «забыть» о его прегрешении и вести себя с ним так, как будто ничего не произошло. Если этого не сделать, если родители будут еще долго злиться на ребенка, то он получит еще одно наказание. А это уже несправедливо по отношению к нему. Он живет в таком стремительном мире, что полчаса для него – это чуть ли не эпоха. И если родители наказали ребенка, он согласился с этим, то после этого они должны относиться к ребенку так, как будто ничего не случилось.
Если же родители продолжают дуться на ребенка, как мышь на крупу, то он попадает в сложную ситуацию: вроде бы он наказан за свой поступок, вроде бы он осознал, но родители его почему-то продолжают наказывать своим плохим настроением, своим нежеланием с ним разговаривать.
Ребенок совершенно естественным образом чувствует себя комфортно и более безопасно на руках у мамы. И его естественное желание – как можно чаще на них взгромождаться. Если мама слишком легко будет соглашаться на это, то ребенок начнет ее тиранить и через это бедная, измученная мать будет испытывать к нему чувство гнева, что тут же будет вызывать у нее стыд.
Избалованность ребенка, его деспотическое поведение возникает не сразу. И это чаще всего связано с тем, что мать боится прислушаться к голосу разума или же бессознательно желает рабской зависимости от ребенка.
Если родители или бабушки постоянно занимаются с ребенком, носят его на руках, качают его, смешат его, трясут на колене, то постепенно ребенок разучится сам себя развлекать. И как только он остается один, ему тут же становится скучно и одиноко. И он начинает плакать, что вынуждает мать опять взять его на руки и делать то, к чему он привык. И то, что в начале было для матери или бабушки одним удовольствием, становится тяжелой обузой. И зачастую такие мамы совершенно не знают – как выйти из этого заколдованного круга.
Понятно, что с первого раза ребенок не поймет (или же не захочет понять) – чего от него хотят родители и все равно будет пытаться раздвинуть границы дозволенного. Но если родители будут тверды, то ребенок поймет, что есть вещи, которые лучше не делать и спокойно примет это.
Можно даже написать список того, чего нельзя делать по соображениям безопасности, благополучия в будущем (нельзя брать чужие вещи), здоровья (нельзя есть грязными руками) и так далее. И неукоснительно выполнять эти запреты. И если вы решили, что будете что-то запрещать ребенку, то вы должны на понятном ему языке объяснить: почему и зачем вы от него требуете этого.
Если ребенок плачет только потому, что ты не позволяешь ему прыгать на диване, то это нормально. Но прежде чем запретить ему это дело, подумай – надо ли запрещать? Ведь если это безопасно, то лучше разрешить, чем запретить. Конечно, когда он будет прыгать на диване, ты должен это терпеть (если не решишь, что это классное дело даже для тебя и присоединишься к нему). Но если ты запретишь, то тебе придется ВСЕГДА следить за соблюдением запрета.
Чем меньше в семье запретов, тем больше у ребенка готовность их выполнять. Через это рождается парадокс воспитания: чем больше свободы ты предоставишь ребенку, тем проще тебе будет осуществлять контроль над важными принципами и навыками.
К сожалению, многие родители используют запрет как способ не ломать голову о воспитании ребенка. Они думают, что запретил и проблема решена! Да, это действительно так – НА ДАННЫЙ МОМЕНТ! Природа запрета такова, что он работает только тогда, когда строго следят за тем, чтобы он соблюдался.
Чем чаще ребенок слышит резкое «Нельзя!», тем скорее он придет к мысли, что надо игнорировать этот приказ, так как иначе он потеряет свободу, что его захлестнет казарменная дисциплина. Если бы слово «Нельзя!», которое родители говорят детям, весило всего 1 грамм, то общая масса сказанных родителями слов давно бы перевесила Землю. Но родители все равно – надо или не надо – говорят это. Слово «Нельзя!» только тормозит реализацию, но не отменяет желание.
Таким образом, если что-то делать нельзя, то нужно твердо и жестко добиться от ребенка подчинения запрету. Не может быть ничего хуже в деле воспитания ребенка, чем сначала что-то ему запретить, а потом это же через некоторое время разрешить!
Поэтому вы должны четко знать: «Чего действительно нельзя делать ребенку? (опасно, больно будет вспоминать о разбитой вещи) и что вполне можно разрешить». И, конечно же, ни в коем случае не запрещать ему что-либо делать ради своего спокойствия и удобства. Если уж вы родили этого ребенка, то несите свой крест. И забудьте о своих удобствах на некоторое время.
И если ребенок находится в разрешенном диапазоне, не обращай внимание на то, что он делает. Но как только он перейдет границу, он, безусловно, должен быть наказан. И наказан адекватно и достаточно, чтобы больше не захотелось переступать запрет.
Иной раз на улице можно услышать от родителей такие глупые высказывания, что аж дух захватывает! Например: «Конфету ешь аккуратно, иначе ты больше ни одной конфеты не получишь!» Когда мы слышим подобные фразы, то думаем: «Неужели родитель настолько глуп, что думает, что это можно сделать? Что он действительно выполнит свое обещание?» Ребенок, когда слышит подобные фразы, наверное, внутренне хмыкает и продолжает делать то же самое, что делал раньше. И приучается не обращать внимания на родительские слова!
Жизнь ваша станет намного легче тогда, когда ваш ребенок поймет, что вы всегда выполняете то, что обещали. И тебе не надо будет наказывать ребенка за один и тот же проступок много раз. Понятно, что если ребенок все время делает одно и то же и его за это приходится наказывать, то это может измучить не только родителей, но и самого ребенка. Пока он четко и однозначно не поймет, что это делать нельзя, он будет вынужден (по своей природе) делать это снова и снова, в иных случаях доведя СЕБЯ до изнурения.
Первое приучение к послушанию ОБЯЗАТЕЛЬНО связано с активным наказанием. Если родителю с его помощью удается создать в голове ребенка причинно-следственную связь между проступком и наказанием, то потом, вполне возможно, удастся всегда (или же в подавляющем большинстве случаев) пользоваться только пассивным наказанием.
И оно, это активное наказание должно быть ожидаемым (Я говорил тебе, что если ты это сделаешь еще раз, то я тебе надаю по попке? Ты ослушался меня и я буду совершенно прав, если сейчас выполню обещанное. Согласен?) Ребенок четко должен понять связь – я знал, что это делать нельзя, но я это сделал, поэтому я получаю наказание. В этом случае у него не останется обиды. Он, конечно же, будет недоволен. Но это быстро пройдет!
Очень часто наказание не исправляет поведение ребенка, а лишь преобразует его. Один проступок заменяется другим, по-прежнему остающимся неправильным. Это связано с тем, что или наказание было не соразмерным или же ребенок вынужден был принять наказание, но с ним не согласился. А так как то, за что он был наказан, делать действительно нельзя, он находит хитрую лазейку: я не делаю то, что запрещено, но я все равно не согласен с вами и буду делать то, что ПОКА не запрещено.
При применении наказания нужно обязательно учитывать еще один важный аспект. Очень часто родители не утруждают себя внятным объяснением - почему то или иное действие делать нельзя. Если ты решил наказать ребенка, то надо четко довести до его сознания: за что и на сколько он наказан. Если отшлепать ребенка без предварительной «идеологической обработки», то он так ничего и не поймет из этой процедуры. И приучится бояться родителя, а не того, из-за чего его отшлепали.
Если он делает что-либо, что делать нельзя, то его надо остановить и объяснить – почему это делать нельзя. Дети не рождаются с внедренными знаниями о том – как и где надо поступать. И очень часто они не понимают, что поступают плохо. Поэтому наказывать ребенка и не объяснять ему – за что? - совершенно глупое занятие.
И мотивация запрета должна быть такой, чтобы она была понятна ребенку. При этом он должен четко понять, что если он будет делать запрещаемое, то он ОБЯЗАТЕЛЬНО будет наказан тем или иным способом.
Если в следующий раз он начнет делать то, что ему запрещено (а сомнений в этом нет!), то надо еще раз предупредить: «Если ты не прекратишь сейчас же, то я ….» Если он сразу же не прекратит, то он ДОЛЖЕН получить наказание.
А в третий раз уже можно обходиться без всякого предупреждения. И если ты обещаешь ребенку, что если он будет продолжать играть в комнате мячом, то ты спрячешь его на неделю, это в случае продолжения игры надо сделать ОБЯЗАТЕЛЬНО.
Это непонимание приводит к тому, что в более взрослом состоянии человек обязательно попытается сбросить иррациональный (с его точки зрения) запрет. Но запрет является "материнской" (т.е. базовой) программой и так просто отказаться от него невозможно.
И эта борьба может быть очень сильной. Что, естественно, приводит к дезорганизации управления организмом со всеми вытекающими из этого последствиями.
Естественно, вы будете контролировать поведение своего ребенка. И очень важно, чтобы этот контроль не был желанием вымуштровать его, а являлся проявлением вашей заботы о нем. Если он, заигравшись, выбежал на проезжую часть, то надо ему сказать примерно такое: «Ты сделал опасное дело. Мы тебя предупреждали, но ты не послушался. Поэтому мы тебя вынуждены наказать. Это поможет тебе в следующий раз быть осмотрительнее. Но мы делаем это потому, что любим и заботимся о тебе. Мы не хотим, чтобы с тобой случилась беда». При помощи такого подхода вы помогаете ребенку выработать контроль над собственным выбором. А также понять – что происходит, когда он принимает неверное решение.
Также вы должны знать еще одну очень важную вещь, связанную с наказанием. Ни в коем случае нельзя нападать на детей обоим родителям одновременно! Это ЧРЕЗВЫЧАЙНО опасно для будущего твоего ребенка. Это в ряде случаев может кончиться даже самоубийством. Если переживания ребенка не так сильны, все равно это не проходит для него даром. Если подобные «атаки» родителей будут проводиться регулярно, то ребенок перестает любить себя (зачастую на ВСЮ ЖИЗНЬ!) Естественно, и его никто не будет любить - со всеми вытекающими из этого последствиями для психического и физического здоровья!
Пример: Докторам приходилось лечить массу взрослых людей, которые из-за этих объединенных атак приходили к выводу, что никто их не любит. Была одна пациентка, с которой как раз произошло это.
Она разбила дорогую вазу и оба родителя, обнаружив это, стали ее избивать. Отец рассвирепел настолько, что кошка, видимо почувствовав неладное, стала бросаться на него. Она разбегалась, прыгала на отца и царапала когтями. Отец отбрасывал ее, а она опять прыгала на него.
И только тогда мать испугалась, что отец может вообще убить дочь и утащила его в другую комнату. А девочка села на пол, обняла кошку и плача сказала: «Киса, только ты меня любишь!» И эта ПРОГРАММА испортила ей всю жизнь. Она изначально, базово, не верила, что ее кто-нибудь любит. Поэтому отвергала любовь, которую относительно ее проявляли мужчины и так и не вышла замуж.
А когда у нее однажды на улице убили любимого кота, у нее через некоторое время возник настолько сильный спазм сосудов головного мозга, что она потеряла сознание и попала в больницу. И я совершенно уверен в том, что это явилось последствием той совместной «атаки» родителей!
Ребенок, если в чем-то провинился и получает наказание, должен чувствовать, что кто-то ему сочувствует, молча поддерживает (пусть даже это и не так на самом деле и другой родитель тоже кипит от возмущения). Пусть даже один родитель целиком и полностью на стороне другого, но он должен соблюдать нейтралитет!
И еще одна очень важная для воспитания вещь! В вашей жизни будут неприятности, которые никакого отношения ни к ребенку, ни к супругу не будут иметь. Например, неудачи на работе и, как результат, выговор от начальника. Естественно, настроение у вас будет очень плохим. И с ним вы придете домой.
Запомните: твои родные и близкие (тем более твои дети!) не виноваты в том, что произошло! И на них срывать свой гнев никак нельзя. Понятно, что большинство людей используют свою жену или своего мужа как громоотвод: ведь иногда действительно жизненно важно как-то разрядиться. И, понятно, что жена или муж в конце концов поймет и простит. Но твой ребенок может тебе этого не простить НИКОГДА!