Вы помните свои детские впечатления от волшебных сказок? А как переживали за главного героя, как вместе с ним преодолевали трудности, радовались его удачам и победам?
С персонажами сказок мы учились отличать добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, верность и предательство. Именно волшебные истории
будили наше воображение и фантазии и помогали перевоплощаться в сказочного героя, чтобы вместе с ним постигать житейские истины, противостоять искушениям и находить выход
из, казалось бы, безвыходных ситуаций.Современные дети, слушая сказки, проходят тот же путь познания мира и обретения опыта. Известный австралийский психолог Д. Бретт писала, что дети находят в волшебных историях «отголоски собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.
Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха».
В любой сказке, как правило, присутствуют следующие элементы:герой или герои, сюжет, конфликт и развязка.
Но сказка только тогда становится терапевтической, когда ребенок отождествляется с ее героями, может провести параллель
между сюжетом и собственной жизнью и извлекает некий урок или понимает скрытое сообщение.В последнее время психологи все чаще используют терапевтические сказки-метафоры для решения психологических проблем детей. Иногда такие сказки напоминают народные
или известные авторские сказки, а иногда не имеют никакой литературной ценности, и человеку, не посвященному в процесс психотерапии, кажутся невнятными и малосодержательными.
Но независимо от особенностей содержания терапевтическая сказка всегда направлена на то, чтобы помочь ребенку упорядочить его внутренний мир, узнать нечто новое и осуществить
желаемые изменения.
В ЧЕМ СИЛА ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СКАЗОК?Одно из объяснений данного феномена заключается в том, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном. Сознание ребенка принимает
буквальное содержание сказки как вымышленное: ребенок сочувствует
сказочному герою, отождествляет себя с ним и даже, когда узнает свою проблему, он все равно думает, это не про меня, это понарошку. Подсознание же «верит» услышанному и задает
нужную программу изменений в поведении, переструктурировании
ценностей, взглядов и позиций.
Сознательная и бессознательная психика — этометафоригеское обознагение функций левого и правого полушарий мозга.
Левое полушарие мозга или то, гто мы называем сознательной психикой, отвегает за язык, логику и т. д. Правое полушарие мозга не имеет присущего ему языка в лингвистигеском смысле.
Его функции — это использование сигналов, приходящих от органов гувств, например зрительные образы, и оно оказывает знагительное влияние на поведение геловека. Метафоригески мы называем его бессознательной гастью психики. Известно,
гто примерно до 10-12лету детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана с помощью ярких образов, метафор и сказок.
ЧИТАТЬ ИЛИ РАССКАЗЫВАТЬ?Отвечая на вопрос: «Лучше читать или рассказывать?», психологи отдают предпочтение рассказыванию, которое позволяет создать атмосферу эмоциональной близости, полноценно
поддерживать значимый зрительный контакт. Чтение, в свою очередь, помогает ввести ребенка в мир книг, что ему весьма пригодится в будущем.
Впрочем, и для рассказывания, и для чтения необходимо создать подходящую обстановку: уютная комната, мягкий диван или кресла с удобными подлокотниками (возможно, подушки,
плед). Родитель и ребенок сидят рядом, взрослый обнимает и слегка прижимает к себе ребенка. Родитель говорит спокойным, «глубоким» голосом, сопровождая рассказ драматическими приемами. В вечернее время можно добавить волнующие элементы:
затемнение, свечи.
Не удивляйтесь, если ребенок просит рассказывать или читать ему одну и ту же сказку многократно. Наберитесь терпения и исполняйте просьбу. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вопросы и решать актуальные для него проблемы.
ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗЫВАНИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СКАЗОК В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯУспех терапевтического воздействия сказок и историй во многом зависит от эффективной организации процесса рассказывания.
К основным правилам их изложения можно отнести:
1. Создание для ребенка «зоны безопасности». В сюжете сказки могут сочетаться реальные и вымышленные события, персонажами могут быть лица, взятые из жизни, и герои любимых книг, мультфильмов, а также придуманные вами несуществующие животные, говорящие предметы и другие фантастические объекты. Такое соседство помогает ребенку сохранять ощущение, что это понарошку. Находясь в «зоне безопасности», ребенок не чувствует себя виноватым, не испытывает страха или смущения. Он просто слушает сказку, узнает что-то новое, что-то сопоставляет, сравнивает без всяких неприятных психологических
последствий. А это означает, что ребенок может поразмышлять над услышанным в психологически комфортной обстановке.
2. Сказку (историю) следует рассказывать непреднамеренно, будто бы случайно. В ходе психологической консультации в виде отступления от беседы (перед началом консультации или после ее окончания, а также во время случайного перерыва), когда защиты ребенка естественным образом ослабевают, вы и пускаетесь в болтовню. В эти моменты ребенок в полном смысле открыт — и сознательно, и бессознательно — для того, что вы
хотите ему сказать.
3. Для сказки должно быть какое-то разумное основание. Можно начинать сказку словами: «У одной моей знакомой девочки на подоконнике стоял точно такой же цветок...», «У меня
есть знакомый сказочник, который придумал продолжение сказки (например, «Кот в сапогах»)...» или «Сегодня утром я видела по телевизору передачу...». Затем рассказывается история или содержание передачи, которую вы якобы смотрели утром. Если сказка рассказана доверительно, непринужденно и для нее имелись разумные основания, ребенок будет слушать внимательно, то есть как раз так, как нам хотелось бы.
4. Никогда не анализируйте и не обсуждайте терапевтическую сказку сразу после ее окончания. Дайте ребенку время погрузиться в метафорический мир и отождествить себя с персонажами и событиями придуманного мира. Позже, например на следующей встрече, можно обсудить, нарисовать и продолжить сказку.
5. Не перегружайте ребенка терапевтическими сказками и историями, чтобы он не утратил к ним чувствительность.