Возникновение различных страхов довольно характерно для детского возраста. Чаще всего это боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышенное внимание к своему здоровью. Психологи выделяют возрастные периоды особенно яркого проявления определенных страхов: 2-3 года — боязнь животных, темноты, ночные страхи; 4 года — боязнь насекомых, воды, высоты, сказочных героев; 5-6 лет — боязнь несчастий, пожаров, катастроф, боязнь школы; с 7-8 лет — страх умереть или боязнь смерти близких.
Страхи могут возникать в результате подражания тем, кто боится, и как реакция на эмоционально значимые ситуации (испуг, тяжелая болезнь родных и близких, трудноразрешимый конфликт в детском учреждении, семье и т. п.). По продолжительности страхи бывают: кратковременными (15-20 мин), быстро проходящими после успокоительной беседы и затяжными (1-2 месяца), тогда даже лечебные мероприятия не всегда дают желаемые результаты.
Сам по себе страх — продуктивная эмоция. Ребенок, который нормально развивается, должен уметь бояться. Но существует тонкая грань, за которой обычный нормальный страх становится навязчивым, превращается в фобию и делает из нормального ребенка невротика. Одним из способов не допустить развитие детских страхов в болезнь и помочь боязливым детям преодолеть их, и является терапевтическая сказка.
Страшилки, или Кто кого боится?
(Сказка-парадокс)
В одном большом доме жили маленькие страшилки. Они были такие трусливые, что никогда не гуляли по дому днем. Страшилки тряслись от ужаса при одной только мысли встретить кого-нибудь из обитателей дома. Только с наступлением ночи, когда все жители ложились спать, страшилки осторожно выбирались из своего убежища и пробирались в комнаты мальчиков и девочек, чтобы поиграть их игрушками.
Они старались быть тихими-тихими и все время прислушивались к звукам. Если в комнате раздавался чуть слышный шорох, страшилки сразу же кидали игрушки на пол и вскакивали на свои маленькие ножки, готовые убежать в любую секунду. Их волосы от страха поднимались дыбом, а глаза становились огромными и круглыми. Можно себе представить, что было с детьми, которые просыпались от звука упавшей игрушки и видели перед собой такое взъерошенное «чудовище». Любой нормальный ребенок начинал кричать и звать на помощь родителей. От крика детей страшилкам становилось еще хуже. Они забывали, где в комнате дверь, начинали прыгать из угла в угол, иногда даже запрыгивали на кровать к ребенку, но все же успевали убежать и спрятаться до прихода родителей. Родители заходили в комнату, включали свет, успокаивали и усыпляли детей и уходили в свою спальню. И весь дом снова погружался в сон. Только маленькие страшилки не спали до утра. Они горько плакали в своем укрытии, потому что опять не смогли поиграть игрушками. Дорогие дети, не пугайте страшилок по ночам своими криками, дайте им спокойно поиграть вашими игрушками.
В популярной, а иногда и специальной литературе, можно найти утверждение: страхи детей — плод их богатого воображения. На самом деле это не совсем тогное изрегение. Первый закон воображения, сформулированный Л. Выготским, гласит: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека: чем богаге опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. А это значит, что воображение детей значительно беднее, чем у их старших братьев и сестер, родителей и других взрослых.
Если ребенок не знает, кто такие вампиры, он их не боится. Он не боится их до тех пор, пока не увидит, как дрожат от страха старшие братья и сестры, когда смотрят кино-ужастики про вампиров. Ребенок нагинает подражать старшим, а знагит, тоже бояться. У него появляется собственный жизненный опыт переживания страха, пока небольшого и поддающегося быстрому «лечению». Однако страх может стать навязгивым, затяжным и превратиться в фобию, если старшие (может, не осознавая до конца опасности того, что делают) закрепляют его своим поведением. Например, демонстрируют на шее испуганного ребенка, как вампиры впиваются в горло и высасывают кровь.
Что делать, если все же ребенок уже научился бояться вампиров или других чудовищ? Объясните ему, что да, вампиры, то есть существа, пьющие кровь, действительно существуют — это комары, клопы и блохи. А фильм или книга о вампирах — это сказка для взрослых. Взрослые не боятся их, так как знают, что на самом деле вампиров нет. А еще рассказывайте ребенку специальные терапевтические сказки — веселые, парадоксальные и неожиданные. Сочиняя сказку, вводите в нее смешные детали и наделяйте нелепостями именно те ситуации, которые тревожат ребенка больше всего. Например, когда чудовище гонится за сказочным персонажем (подразумевается, за ребенком), оно вдруг спотыкается, шлепается в лужу, долго не может встать, поскальзывается и шлепается обратно. Помните, в волшебной сказке происходят чудеса. Грозное чудовище можно остановить добрым словом и хорошим поступком, его можно пожалеть, накормить и превратить в своего друга.
Мой друг - Дракон (Почти правдивая история)
У меня есть знакомая девочка по имени Дарья. Мама и папа зовут ее Даша, а старший брат — Трусишка. Год назад, когда Дарья была совсем маленькой девочкой, старший брат рассказал ей сказку о непобедимом трехголовом Драконе. Это чудище никто не мог победить, ни смелые богатыри, ни злые колдуны, ни добрые волшебники. Дракон был бессмертен. Если ему рубили голову, на ее месте вырастали три новые. Это была очень страшная сказка. С тех пор Даша плохо спала. Каждую ночь ей снился один и тот же сон, что к ней в спальню врывается огнедышащий Дракон и... Даша в ужасе просыпалась. Девочка ни разу не сумела досмотреть это сновидение до конца, так ей было страшно. Когда Дарья рассказала мне свой сон, я вспомнила, что все драконы — большие сластены, они очень любят конфеты и печенье. Мы договорились с Дашей оставить перед сном на тумбочке возле кровати блюдо со сластями и досмотреть сон до конца. На следующее утро Дарья рассказала мне продолжение сна. Когда Дракон ворвался в комнату и уже хотел на нее накинуться, он увидел блюдо с конфетами и печеньем. Дракон осторожно подошел к тумбочке и начал набивать свой рот сластями. После того как все было съедено, он тихо прошептал: «Даша, ты самая лучшая девочка на свете. Ты одна не стала рубить мою голову, а накормила конфетами и печеньем. Теперь я — твой друг. Никого и никогда не бойся, с сегодняшней ночи твой сон охраняет Дракон». После той ночи Дашу перестали беспокоить ночные кошмары.
Во всей этой истории осталась одна загадка: куда пропали конфеты и печенье? Почему блюдо утром было пустым? Может быть, ответ на этот вопрос знают Дашины мама и папа?
Полезная Боюська
В одном деревенском доме жил мышонок, такой маленький, серенький зверек с длинным хвостиком. Все у мышонка было хорошо: и тепло ему было, и сытно. Все, да не все. Была у мышонка беда по имени Боюська. Больше кошек мышонок боялся темноты. Как только наступала ночь, он начинал бегать по дому и искать местечко, где посветлее. Но обитатели дома по ночам спали и свет всюду выключали. Вот и бегал мышонок бес толку до самого утра. Проходили неделя за неделей, месяц за месяцем, а мышонок все бегал и бегал каждую ночь. И так он устал, что однажды ночью сел на порог дома и заплакал. Мимо проходил сторожевой пес и спрашивает: — Ты почему плачешь? — Спать хочу, — отвечает мышонок. — Так почему не спишь? — удивился пес. — Не могу, у меня Боюська. — Какая такая Боюська? — не понял пес. — Боюська-а-а-а-а, — еще сильнее заплакал мышонок. — А что она делает? — Спать не дает, всю ночь мучает, глаза держит открытыми. — Вот здорово, — позавидовал пес, — мне бы твою Бо- юську. — Те-бе, — перестал плакать мышонок. — Для чего она тебе? — Стар я стал. Как ночь наступает, глаза сами слипаются. А мне спать никак нельзя: я — сторожевой пес. Прошу тебя, мышонок, подари мне твою Боюську. Мышонок задумался: может, такая Боюська нужна самому? Но решил, что псу она пригодится больше, и подарил свою Боюську. С тех пор мышонок спокойно спит по ночам, а пес продолжает честно сторожить деревенский дом.
Последуйте примеру сказкотерапевта Д. Соколова и предложите ребенку поиграть в «магазин». Купите или обменяйте его «боюсъки» на книги, игрушки или конфеты.
КАК ПОМОЧЬ БОЯЗЛИВОМУ РЕБЕНКУ 1. Не стыдите ребенка за проявления страха, а, напротив, проявите заботу. Например, какое-то время перед сном проведите у его постели, расспрашивая ребенка про воображаемых персонажей в таком алгоритме: • Как они выглядят? • Чего они хотят? • В каком мире они существуют? • Для чего они пришли в наш мир? • Что ты можешь сделать, чтобы подружиться с ними? • Что произойдет, когда вы подружитесь? • Какие слова они скажут тебе перед сном?
2. Примите страх ребенка и расскажите свою историю о том, кого боялись в детстве и как справились с этим страхом. 3. Интересуйтесь тем, что ребенок читает и что смотрит по телевизору перед сном, обсуждайте прочитанное (увиденное) или предлагайте что-то менее страшное. Однако это не означает, что ребенка нужно полностью изолировать от страшных сказок. Сказка учит ребенка обращаться со страхом, помогает направить (канализировать) переживание страха вовне, проецируя страх на образ Бабы Яги, Кощея и др.
СКАЗОЧНЫЕ СЮЖЕТЫ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ БОЯЗНИ ТЕМНОТЫ У РЕБЕНКА
Сказкотерапевт Д. Соколов считает, что изначальный страх могут победить другие эмоции (любовь, страх, вина, обида), расширение границ (узнавание мира как он есть, его объективацию) или плата за обретение смелости, и предлагает оригинальную картотеку психотерапевтических решений данной проблемы.
1. Схема сказочного сюжета: Зайчик боялся темноты. Встретил друга котенка. Пошли вместе исследовать ночной лес. Чудовище оказалось веткой, страшный «желтый глаз» — фонарем. Встретившийся филин услал их спать, сказав, что дети ночью по лесу не гуляют. Принцип решения: Помощник (такой же, как герой). В самое пекло. Узнавание. Границы.
2. Схема сказочного сюжета: Мальчик дружил с Солнцем и боялся Ночи. Ночь ушла. Солнышко без нее устало, стало плакать. Мальчик пошел звать Ночь и ее дочь Темноту. Те вернулись, и все сдружились. Принцип решения: Утрированная победа, ее негативные последствия. Для кого-то (покровителя). Диалектика.
3. Схема сказочного сюжета: Крот боялся света. Влюбился в бабочку. Стал оставаться по утрам, любоваться ее полетом. Раньше он думал, что слепой, при дневном свете оказалось: видит! Принцип решения: Противоположность. Любовь. Постепенное привыкание. Отвлечение.
4. Схема сказочного сюжета: Медвежонок потерялся в лесу, боялся идти домой из-за темноты. Светящаяся блоха попросила его перенести ее на поляну, где у них — блох — собрание. Там обещала дать заклинание против страха. По дороге кусала, но светила. На поляне медвежонок выучил «Э-ге-ге, о-го-го, не боюсь я ничего!» и побежал домой. Принцип решения: Промежуточная цель (конфетка посредине). Плата. Интернализация ресурсов.
5. Схема сказочного сюжета: Аленушка боялась темноты. Осталась дома на ночь с Иванушкой. Везде жгли свет. Иванушка поранился ножом, Аленушка испугалась, побежала через поле за доктором. Только провожая доктора обратно, заметила, что совсем не боится темноты. Принцип решения: Вытеснил другой страх. Внезапность. Для кого-то (меньшего).
6. Схема сказочного сюжета: Мама оставила мальчика-трусишку одного ночью. Он возмутился, оделся и пошел все рассказать бабушке. Та жила на другом конце города. Прошел через все темные улицы и дворы, нажаловался; пока возвращался, засыпал по дороге да где-то страх и потерял. Принцип решения: Обида, злость. Против кого-то.
КОГО И ЧЕГО БОЯТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ? К перечисленным выше «классическим» детским страхам можно добавить страхи, которые в значительной мере сформированы потоком информации, неконтролируемо поступающим со всех сторон. Телевизионные передачи, виртуальные игры, «устрашающие» разговоры взрослых, случайно услышанные ребенком, — все это влияет на появление и развитие детских страхов. У современных детей наблюдаются боязнь не только сказочных персонажей (Бабы Яги, Кощея, Бармалея, Змея Горыныча и т. п.), но и новоявленных виртуальных и киномонстров (гоблинов, гремлинов и т. п.), а также страх войны, катастроф, терактов, заражений.
СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ БОЯТСЯ ДЕЛАТЬ УКОЛЫ И ПРИВИВКИ
Редко кто из родителей может похвастать, что их сын или дочь смело идет в медицинский кабинет, чтобы сдать кровь из пальчика, сделать укол или прививку. Страх подобных процедур присущ практически всем детям.
Сказка «Отважный Флай», содержащая в себе косвенное воздействие, и волшебная история «Звездочет в поисках капризулей», несущая прямое указание, направлены на достижение общей цели — помочь ребенку преодолеть страх перед уколами и прививками. Сказка написана практигеским психологом Юлией Ворошниной для семилетнего мальгика, который категоригески отказывался делать прививку. В ходе первигной консультации психолог узнала, гто мальгик увлекается компьютерными играми, где главными героями являются гоблины, эльфы и горгульи. Именно эти детали позволили создать сказку и в метафоригеской форме передать ребенку «послание» о необходимости сделать прививку.
Отважный Флай
В давние времена, а может и не очень давние, на море-океане был маленький сказочный остров. Рос на нем красивый, сказочно красивый лес. А в том лесу жили добрые и веселые эльфы. Эти маленькие создания с крылышками с любовью следили и ухаживали за лесом — своим домом. А самым главным защитником леса был маленький, но очень сильный и выносливый эльф Флай.
У жителей острова была одна тайна: в лесу, в самой чаще, уже больше ста лет жила горгулья Ая. Однажды, спасаясь от злых гоблинов, слабая и раненая, она прилетела к эльфам на остров. Злобные гоблины завидовали волшебной силе горгулий и решили истребить весь их род. В тяжелой схватке с великанами родные Аи погибли, и она осталась одна. Эльфы знали, что горгульи — не безопасные существа, но пожалели Аю, спрятали ее от гоблинов у себя на острове и спасли от неминучей гибели. Ая не любила дневного света и потому жила отшельницей, вдали от эльфов. Но один раз в год, летней ночью, горгулья (в благодарность за спасение и сохранение тайны ее пребывания на острове) выходила на крыльцо своего жилища, чтобы поделиться с обитателями острова своей магией. В этот день взрослые эльфы приводили к замку своих малышей, и как только последние лучи солнышка гасли и на небе зажигались звезды, начиналось волшебство. Каждому эльфу-малышу Ая вводила волшебный нектар, который блестящей капелькой появлялся на кончике ее единственного когтя на крыле. Она делала это, чтобы помочь малышам стать взрослыми, расправить крылышки и придать им прочности. Так было на протяжении ста лет. Так было и в то лето, когда очередь стать взрослым дошла до Флая. Возле жилища горгульи собрались все-все-все сказочные жители острова. Горгулья сначала расправляла свои крылья, потом произносила какие-то слова и касалась маленьких эльфов когтем с капелькой нектара, а в конце ритуала прикрывала место укола листочком мяты. Через некоторое время уже повзрослевшие маленькие эльфы взлетали высоко-высоко на крепких и красивых крыльях. Как был великолепен их полет! Флай с восторгом и легкой завистью наблюдал за превращениями своих товарищей. Он тоже хотел иметь сильные и красивые крылья, но его так пугал острый коготь, что он никак не мог решиться подойти к Ае. Его сердечко сильно билось от страха. Нет, Флай не был трусишкой! Он не боялся ничего на свете... кроме горгульи и ее когтя. «Ая добрая, но такая страшная! А коготь — он такой большой и острый!!! А вдруг горгулья проткнет меня насквозь своим когтем? Нет, даже ради крепких крылышек, нет!» — решил маленький эльф Флай, спрятался под листом папоротника и оттуда продолжал наблюдать за происходящим. Никто не заметил, что Флай сбежал с церемонии и не укрепил свои крылышки волшебным нектаром горгульи Аи. Долго маленькому эльфу удавалось скрывать от всех, что он не может летать так же высоко, как и остальные. Он ловко перепрыгивал с одной веточки дерева на другую — для этого ему хватало сил своих детских крылышек. А помогать муравьям строить муравейник или играть с букашками в прятки крылышки и вовсе были не нужны. Никто не знает как, но злые гоблины узнали тайну эльфов. Они решили отомстить жителям острова и отправили к ним самого свирепого своего воина. И вот однажды большая лодка со злобным, грязным и дурно пахнущим гоблином пристала к берегу острова. Ступив на землю острова, гоблин сразу начал крушить и ломать деревья, вытаптывать траву, давить букашек-таракашек, разорять гнезда птиц. Ужас охватил всех лесных обитателей. Что же будет с ними, лесом, островом? Собрались эльфы на совет и стали думать, как же остановить гоблина и отправить его назад. Наконец решили — надо добыть цветок забвения. Эльфы знали, что на одной далекой полянке растет чудесный цветок и если гоблин вдохнет его аромат, то забудет, для чего приплыл на остров, и вернется к себе домой. Но справиться с таким заданием сможет не каждый — надо быть очень сильным и смелым, чтобы слетать за растением и успеть вернуться, пока аромат не выветрился. Сильных эльфов много, а вот смельчаков... Все эльфы знали, что самый смелый — это Флай. Поэтому ответственное дело —спасти лес и всех эльфов — поручили именно ему. Тут-то и выяснилось, что Флай не принял нектар горгульи и его крылышки не такие сильные и прочные, как у других взрослых эльфов. Поднялась паника. Кто-то рыдал, кто-то ругался. Некоторые стали укорять маленького эльфа, другие — уговаривать пойти к Ае. Как тяжело было Флаю в этот момент! «Что же мне делать? Я должен спасти всех! Но горгулья, ее коготь! Мне страшно! Может, можно обойтись без этого?» — переживал Флай. Кто-то слетал за советом к Ае. Горгулья передала капельку нектара, чтобы смочить крылышки Флая. Вдруг это поможет? Так и сделали. О, чудо! Крылышки Флая начали светиться мягким синим светом и подняли его высоко-высоко в небо!!! Жители острова ликовали — скоро, совсем скоро наступит спасение! Все видели, как Флай с цветочком в руках промчался над ними. Осталось только найти гоблина. Но что же это? Сияние крылышек эльфа стало быстро исчезать, и Флай начал резко терять высоту — это заканчивалось действие нектара. На помощь к отважному эльфу бросились ночные мотыльки и посыпали его пыльцой со своих крыльев. От этого Флай (который был и без того легкий, как пушинка) стал еще легче, смог подняться и что было сил полетел к гоблину. До большого, похожего на картошку, носа великана оставались считаные сантиметры. И тут гоблин чихнул, да так сильно, что на океане поднялись волны, а с крыльев отважного эльфа осыпалась вся пыльца ночных мотыльков, и цветочек рассыпался на лепесточки. Упал Флай прямо под ноги злобного великана. Злодей уже занес свою здоровенную лапищу, чтобы раздавить эльфа, и неизвестно, что бы стало с Флаем, если бы не Ая. Несмотря на палящее солнце, Ая покинула свое убежище и набросилась на чудовище, стала бить его крыльями, и гоблин упал, потеряв равновесие. В этой страшной битве горгулья повредила крыло и уже не могла сражаться. Преодолевая сильную боль, она успела перенести Флая в более безопасное место. А гоблин, поднявшись на ноги, с еще большей злобой стал разрушать все живое на острове. «Если сейчас не принести волшебный цветок, то на острове ничего живого не останется», — подумал обессиленный Флай. Маленький эльф посмотрел на свою спасительницу и с удивлением обнаружил, что не такая уже она и ужасная, как ему казалось. И крылья у нее мягкие, и коготь уже не такой страшный. От укола когтем по телу Флая пробежали мурашки, потом стало жарко. Он почувствовал, как волшебство расправляет его крылышки. Было немножко больно, но уже совсем не страшно. Флай поднялся в воздух. Его сердечко громко и быстро застучало, но не от страха, а от радости — теперь у него сильные и красивые крылья. Ах, если бы он знал об этом раньше, разве сбежал бы с церемонии! Что было духу помчался отважный эльф на сказочную поляну за цветком забвения. Несколько секунд спустя с цветком в руках он уже был рядом с гоблином. И когда великан собрался раздавить дом эльфов, Флай подлетел к его носу. Волшебный цветок сделал свое дело — гоблин вдохнул аромат и замер с поднятой ногой: задумался, посмотрел вокруг ничего не понимающим взглядом, почесал затылок и попятился к своей лодке. Как только лодка отчалила, на берег выбежали, вылетели, выползли все обитатели острова. Со всех сторон они окружили отважного эльфа и стали благодарить за спасение. В тот же вечер был устроен праздничный ужин в честь Флая. За смелость и отвагу его провозгласили королем и защитником всех эльфов.
Шестилетняя Настя, самая спокойная пациентка в больничной палате, начинала капризнигатъ и громко плакать при одном только виде шприца, «заражая» других детей своим состоянием. Волшебная история, написанная Лилией Ткаг, помогла девогке преодолеть страх перед уколами и продолжить курс легения.
Звездочет в поисках капризулей
Как-то поздним вечером я возвращалась по парку домой. Дорожка освещалась фонарями, а вокруг было темным-темно. Вдруг откуда ни возьмись передо мной возник странный старик. Темные одежды, плащ-накидка из серебряной парчи и огромный колпак, украшенный золотыми звездами. — Кто вы? — спросила я. — Звездочет с Капризной планеты, — представился старик. — Звездочет с Капризной планеты? — удивилась я и почувствовала, как по моей спине пробежал холодок. — А что вы здесь делаете? — Ищу капризулей, — устало ответил Звездочет и спросил, не знаю ли я, где в нашем городе живут капризные девочки и мальчики. Я, конечно, сразу вспомнила про одну девочку, но не стала говорить об этом Звездочету. Вместо того поинтересовалась, почему он ищет капризных детей. Звездочет громко вздохнул и начал свой рассказ: — Высоко-высоко в небе за большими и яркими звездами вращается маленькая планета. Называется она Жемчужинка, хотя в последнее время ее все чаще называют Капризной планетой. Испокон веков Жемчужинку населяли трудолюбивые, дисциплинированные и аккуратные человечки. С виду они похожи на людей, живущих на Земле, только очень маленькие. Человечки всегда заботились о своей планете, следили за чистотой, бережно относились к природе, дружили с жителями соседних планет и никогда не нарушали космические правила поведения. — Какие хорошие человечки, — поддержала я разговор- Почему же вы называете их капризулями? — Год назад случилась большая беда, Жемчужинку атаковали микробы с планеты Вирус, и почти все маленькие человечки заболели непослушанием и капризками. Тогда-то планету и стали называть Капризная, а человечков капризулями, — грустно ответил Звездочет. — Что же произошло потом? Почему вы ищете капризулей на нашей планете? Звездочет понял мое беспокойство, опустил глаза и тихо продолжил: — На планете был объявлен карантин, а населению строго- настрого запрещены прогулки в открытом космосе до тех пор, пока ученые Жемчужинки не создадут лекарство, чтобы всех вылечить. Но несколько капризулей нарушили космические правила, отправились на прогулку, заблудились и оказались на планете Земля. — Землянам грозит опасность? — испугалась я.
— И да и нет, — попытался успокоить меня Звездочет. — Я уже нашел всех капризулей, сделал им прививки и отправил на Жемчужинку. Теперь они, как прежде, трудолюбивые, дисциплинированные и аккуратные человечки. — Значит, опасности больше нет. Я обрадовалась и даже захлопала в ладоши. Но Звездочет нахмурил брови и произнес: — К сожалению, не так все просто. Дело в том, что на Земле микроб непослушания опасен только для детей, он поражает исключительно маленьких человечков. К счастью, у большинства детей Земли хороший иммунитет послушания, но есть дети... — Вы хотите сказать, что некоторые дети уже заболели капризками? — нетерпеливо перебила я старика. — Да, — грустно ответил Звездочет. — Что же с ними будет? — Они могут навсегда остаться маленькими капризулями. — Им можно как-то помочь? — Да. Для этого им нужно сделать волшебную прививку или несколько обыкновенных уколов, — ответил Звездочет. — Уколов! — ойкнула я и вспомнила, как болела в детстве и как мне делали уколы. — Да, несколько обыкновенных уколов, — спокойно повторил Звездочет, — это необходимо сделать как можно быстрее. Только уколы помогут капризным девочкам и мальчикам измениться, расти крепкими и здоровыми, красивыми и умными. В это время у Звездочета зазвонил телефон, и ему сообщили, что обнаружили еще одного капризного ребенка. Звездочет поклонился мне и исчез так же неожиданно, как и появился. А я поспешила к своей знакомой девочке, чтобы рассказать ей эту историю.
ФАНТАЗИИ-СКАЗКИ ДЛЯ БОЯЗЛИВЫХ ДЕТЕЙ Сказка может не только предлагать конкретные формы поведения, но и внушать. Гипнотическая школа обращает внимание на сходство между наведением транса и прослушиванием, проживанием сказки. Такая сказка несет в себе «послание», аналогичное недирективному постгипнотическому внушению, способствует расслаблению, изменению мышления, приобретению нового опыта и переосмыслению старого. Е. Милютина применяет фантазии-сказки, чтобы помочь детям справиться со своими страхами, чтобы то, что «казалось кошмарным, превратилось в новый источник силы, в другие способы поведения и решения проблем». Процедура применением фантазии-сказки следующая: вначале психолог вводит ребенка в транс; потом «глубоким» голосом рассказывает сказку, одновременно предлагая ему представить себя в сказке; затем «возвращает» ребенка в реальность и вместе с ним прорабатывает страхи в режиме индивидуального консультирования.
Волшебная палочка(Фантазия-сказка от Е. Милютиной)
Однажды, давным-давно, жила-была волшебница, фея, и была у нее волшебная палочка, которая могла рисовать круги на земле или на полу. И в этих кругах начинали происходить чудеса. И вот сейчас фея предлагает тебе отправиться вместе с ней в сказочный и волшебный мир. Но ты знаешь, что сказки бывают разными. Иногда смешными, иногда добрыми, иногда страшными. И вот сейчас мы отправимся в мир, в котором живут страхи и страшкулины. Только отправиться в этот мир можно не просто так, а сначала заглянуть в волшебную трубу. И в этой подзорной трубе видны серые берега мира страхов и страшкулин. Посмотри, какие страхи видны тебе сквозь эту трубу. Готов ли ты с ними познакомиться и сразиться, если надо? Тогда позволь фее перенести тебя ближе и ближе к этому берегу. И вот страхи и страшкулины обступают тебя со всех сторон. Они очень удивлены: кто это попал на их берег? И они подступают все ближе и ближе. И ты чувствуешь, что еще минута — и ты будешь поглощен ими полностью. Но вот ты ощущаешь в руке твердую волшебную палочку. И можно крепко-крепко сжать ее в кулаке и сказать страхам и страшкулинам волшебное слово «Стоп!». И они замирают — каждый в том положении, в котором их застало это слово. И можно подойти к каждому и посмотреть, как выглядит этот страх, как выглядит эта страшкулина. Действительно ли они страшны — или просто обиженные и несчастные? Или сами напуганы чем-то? Посмотри, как жаль их, страшкулин, живущих где-то в странном мире. Но ведь у тебя есть волшебная палочка, и можно подойти к каждой страшкулине, вежливо погладить ее, прикоснуться к ней волшебной палочкой и спросить, что ей нужно. Может быть, кому-то из них не хватает ласки, кому-то тепла, кому-то еще чего-нибудь... Возьми волшебную палочку феи, вежливо и с любовью подойди к каждой страшкулине. Сейчас ты сам стал главным волшебником и королем этого волшебного мира. Позаботься о них так, как только ты можешь позаботиться. Кто лучше тебя знает их нужды, страхи и ожидания? И когда ты позаботишься обо всех страхах и страшкулинах, то они перестанут быть такими, какими были раньше. Посмотри, как они изменились. Довольны ли они этим? Прикосновение волшебной палочки делает их красивее, спокойнее, добрее. Позаботься о них. Найди для каждой свое место в этом мире. То, где им было бы уютно и удобно. А теперь, когда ты разместил всех в самых нужных для них местах и подружился с каждым страхом и каждой страшкулиной, и они стали надежными страхами, и помощниками, и проводниками в самые разные миры, можно поблагодарить фею и отдать ей волшебную палочку. И если нужно, то можно будет прийти к ней еще и еще, и вновь воспользоваться волшебной силой творчества и изменения. Поблагодари фею за это. Попрощайся с тем островом, на котором ты был. Посмотри, нравится ли он тебе сейчас. И возвращайся сюда, в «здесь и сейчас». И если нужно, можешь вернуться сюда во сне или в сказке.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Как скоро у вас наступила самостоятельная беременность?