Все о планировании беременности, родах и развитии малыша!
навигация

вход на сайт

в контексте















---

СКАЗКА ДЛЯ АРТЕМА, КОТОРЫЙ, КРОМЕ ХЛЕБА И ВОДЫ, НИЧЕГО НЕ ЕЛ И НЕ ПИЛ
Семилетний Артем однажды осознал, что вкусная курочка на столе — это убитая птичка, которая еще совсем недавно щипала травку и несла яйца. После этой трагической догадки мальчик отказался есть вначале животную пищу, а постепенно и растительную. Его рацион питания на момент обращения к психологу состоял из воды и чрезмерного употребления хлеба. Последствием такого питания стало падение веса тела, гиповитаминоз и снижение уровня гемоглобина в крови, высокая утомляемость и раздражительность. Из беседы с мамой выяснилось, что врачи рекомендуют Артему пройти курс психотерапии.
Перед нами стояла непростая задача — вернуть ребенку опыт полноценного питания.

Предложенная программа помощи состояла из методов сказко- и изотерапии, «живых» метафор и специально разработанных игр.

Психолог: Артем, твоя мама поделилась со мной, что тебе нравится сказка «Кот в сапогах». А у меня есть знакомый сказочник, который придумал продолжение этой сказки и познавательную игру «Новые приключения Кота в сапогах». Сегодня я хочу рассказать тебе эту сказку, а на следующей встрече мы поиграем. Хорошо?

Новые приключения кота в сапогах

Жил на свете Кот в сапогах, котятам-внучатам рассказывал, как победил людоеда ужасного и королевство спас. Спокойно жил: много спал, много гулял. По деревьям, правда, уже не лазил, силенок поубавилось, здоровье подводить стало. Да и аппетит пропал, съест, бывало, кусочек хлеба, запьет водичкой — вот и вся Кота еда. Долго уже жил, старенький стал, так бы и дожил свой век, если б однажды не нависла над королевством новая беда.
Внук того самого Людоеда, которого когда-то Кот победил, решил за деда своего отомстить и Кота нашего наказать. Заявил на все королевство, что, мол, растерзаю Кота ненавистного, на куски порву да в море куски те выброшу. Не на шутку наш Кот испугался, да что делать? Принял вызов Людоеда. Осталось только силенок прибавить да здоровье поправить. Решил Кот собрать котят-внучат и расспросить молодежь,
откуда силы набраться. Молодежь-то сейчас умная, все знает.
Говорит старший внучок: «Слышал я, что сила в молочных продуктах, схожу к молочнику, попрошу молока, сметаны, сыра и творожка свежего», — и побежал к молочнику.
Потом другой внучок в разговор вступил: «Видел я, как охранники королевские булочки и пирожки ели и нахваливали.
Говорили, что сила в булочках спрятана богатырская». Сказал и помчался к пекарю.
Третий внучок тоже быстро сообразил, куда идти: «Пойду к фермеру, попрошу фруктов и овощей. В умных книжках читал — сила в витаминах».
Наконец, четвертый котенок, самый маленький, осторожно предложил: «А я мясо люблю. Как съем кусочек колбаски или сосиску, так чувствую, силы прибавилось. Сила в мясных продуктах. Схожу к мяснику, принесу колбаски и мяса».
Разбежались котята-внучата за продуктами. Остался Кот один, сидит на лавочке, слова внучат вспоминает: «Сила в молочных продуктах... сила в булочках... сила в витаминах... сила в мясных продуктах...» Пока думал, котята вернулись.
Выложили все продукты на стол. Ешь — не хочу. Чего только не принесли: молоко, сметану, сыр, творожок, булочки, пирожки, пончики, яблоки, груши, огурцы, помидоры, колбаски, сосиски, ветчину и еще много разных продуктов.
Сел Кот за стол, начал пищу пробовать. Давно он, кроме хлеба и воды, ничего в рот не брал. Сначала ему ничего не
нравилось, есть не хотел. Но знал Кот: силы нужны, чтобы Людоеда победить. Вот и ел, хоть и не хотел. Не хотел, не хотел, да распробовал: вкусной еда показалась. Молочко и сыр — вкусно! Булочки и пирожки — вкусно! Фрукты и овощи — вкусно! Мясо ел, чуть язык не проглотил, так вкусно. Сидел за столом, ел вкусно и не заметил, как мускулы силой налились. Берегись, Людоед!
А схватки-то и не случилось. Как увидал Людоед Кота с мускулами, так и сбежал с поля боя. Чудеса, да и только! Молодец Кот, что внучат послушал да продукты с аппетитом скушал!

Психолог: Вот такая история про Кота в сапогах получилась у моего знакомого сказочника. А еще он мне рассказал, что
котята-внучата для своего деда Кота придумали игру. Завяжут деду глаза и дают лизнуть и проглотить маленький-маленький кусочек какой-нибудь еды, а он отгадать должен, что съел. Артем, я хочу тебе и твоей маме дать домашнее задание (которое является «живой» метафорой): Пусть мама порежет на мелкие кусочки яблоко, банан, киви,
колбаску, сыр и хлеб, можно и другие продукты. Только у меня есть одно условие. Артем, ты должен проследить, чтобы кусочки были маленькими, просто малехонькими.
Такое условие вводится специально, гтобы Артем не отказался от выполнения задания, а вклюгился в него, осуществляя контроль за действиями мамы.
Потом ты, Артем, съешь по кусочку всех продуктов и постараешься запомнить их вкус и названия (предполагается, что у мальчика заблокированы вкусовые ощущения). Когда запомнишь, мама завяжет тебе глаза и будет давать по одному кусочку нарезанных продуктов. Твоя задача — угадать, что ты ешь.



ИЗОТЕРАПИЯ
На следующей встрече, после вступительной беседы, Артем рисовал рисунок-натюрморт по мотивам сказки «Новые приключения Кота в сапогах», а именно стол с едой, которую котята-внучата добыли для Кота. (Предполагается, что старательное прорисовывание продуктов изменит отношение к ним с негативного на позитивное.) Потом рисунок обсуждался, акцент делался на вкусовых качествах тех продуктов, которые Артем дегустировал дома.
Домашнее задание: Знакомство с новой группой продуктов.

КАРТОЧНАЯ ИГРА «КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОДУКТОВ»

На третьей завершающей встрече Артему была предложена карточная игра «Классификация продуктов». Карточки с изображениями мучных изделий, фруктов, овощей, молочных и мясных продуктов были заранее подготовлены психологом.
Варианты некоторых заданий:
1. Разделить все продукты по группам.
2. «Четвертый — лишний». Психолог выкладывает на стол четыре карточки с изображениями продуктов, три из которых можно объединить по какому-либо признаку, четвертый —лишний.
Например, яблоко, груша, булочка и апельсин.
3. Выбрать по очереди все сладкие — сочные — вкусные — полезные продукты.
Во второй половине встречи была нарисована таблица,в которой по пятибалльной шкале будут оцениваться вкусовые и полезные качества дегустируемых дома продуктов.

Итог: После выполнения первого домашнего задания Артем обнаружил, что «киви, оказывается, вкусный», после второй встречи попросил бабушку сделать ему бутерброд с колбасой и сыром.
«Чудеса, да и только! Молодец Кот, что внучат послушал да продукты с аппетитом скушал!»

КАК УСИЛИТЬ ЭФФЕКТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ
Если уважаемый читатель решился самостоятельно сочинять терапевтическую сказку для ребенка и заинтересован, чтобы метафора достигла цели и помогла, а самое главное, взял на себя ответственность за изменения, к которым эта сказка приведет, думаю, настало время новых знаний.
Психологи, сторонники нейролингвистического программирования, рассматривают терапевтическую метафору как единый процесс общения, включающий в себя три уровня: сюжетную линию, внушения и переплетения.

Первый уровень —сюжетная линия
Особенности построения сказки уже были описаны выше. Напомню, только что сказка разворачивается в определенной последовательности и имеет собственную структуру:
• начало сказки (где это было? кто главные герои?);
• вызов (что случилось? что побудило к действию?);
• дорога (что решили делать герои? куда направились для решения проблемы?);
• спутники-союзники (кто помогал героям?);
• враг (с какими опасностями и трудностями столкнулись герои? кто препятствовал достижению цели?);
• битва (как герои сказки справились с трудностями?);
• победа (каких положительных результатов достигли герои?);
• награда (какие уроки из своих действий извлекли герои? как изменилась их жизнь?).

Второй уровень — внушения
Внушения представляют собой маленькие фрагменты больших утверждений. Например, чтобы объяснить Артему, почему надо полноценно питаться, в сказке «Новые приключения Кота в сапогах» использован короткий слоган: «Сила в ... продуктах».
Помните, «сила в молочных продуктах... сила в булочках... сила в витаминах... сила в мясных продуктах...».
Внушения лучше разбросать по тексту, тогда ребенок будет воспринимать их как часть сюжета (сознательный уровень), не относя конкретно на свой счет. А подсознание «услышит» обращенные к нему внушения и примет их как руководство к действию.
Внушения привлекают внимание бессознательного благодаря ≪собственному звуганию≫. Поэтому, рассказывая или гитая сказку, внушения необходимо выделять голосом (изменением интонации, тембра голоса, использованием пауз и драматигеских приемов).

Третий уровень — переплетение
Зрение, слух, осязание, обоняние и вкус — пять сенсорных систем или пять чувств, с помощью которых каждый человек общается с окружающим миром, воспринимает и изучает его. По мнению психологов, необходимое условие эффективного внушения — переплетение в сказке основных сенсорных систем: визуальной (вижу), аудиальной (слышу) и кинестетической (чувствую).


Разумеется, что использование только трех слов (вижу, слышу и чувствую) недостаточно для «переплетения» сенсорных систем.
Ниже предлагается небольшой список слов (предикатов), которые родители могут использовать при сочинении сказок.

ПРЕДИКАТЫ
Визуальные Аудиальные Кинестетические
Видеть, Говорить, Хватать, держать,
наблюдать. слышать, ласкать, трогать,
представить, слушать, застрять.
сосредоточиться на. звучать, приблизиться,
ясный, хихикать, обернуться,
сверкать, рычать, сердиться, беситься,
сиять, грохотать, расслабиться,
блестеть, свистеть, идти (бежать, ползти),
мерцать, трещать, хрустеть, (не)удобный,
светиться, ломать, больно.
вспыхнуть. шуршать, тяжелый, легкий,
следить, хлопать, гладкий,
выглядеть, громко, тихо, шершавый,
цвета (цветной), мелодичный, холодный, теплый.
яркий (темный), звонкий, чувствительный,
тусклый лай возбужденный

Идеальной является ситуация, когда все сенсорные процессы ребенка развиваются синхронно и сбалансированно.
Если, в силу разлигных пригин, предпогтение отдается одной из сенсорных систем и гувственная ориентация становится однобокой, то возникает нарушение сенсорного равновесия, гто, в свою огередь, приводит к эмоциональной, поведенгеской или психосоматигеской проблеме. Вклюгая в рассказ предикаты основных сенсорных систем, взрослый «выравнивает» гувственные процессы ребенка, а знагит, улугшает его психологигеское здоровье.

СКАЗКИ ДЛЯ ТАНИ, КОТОРАЯ НЕ ХОТЕЛА...

Однажды мне пришлось заняться психологическим «лечением» девочки трех лет, которая категорически отказывалась какать в горшок. Во время первой встречи мама Тани с гордостью рассказывала об успехах дочери в Школе развития, показывала ее рисунки. Именно рисунки вызвали у меня особый интерес. Дело в том, что все они были выполнены одним цветом, коричневым. При анализе рисунка психологи особое внимание обращают на цветовой фон изображения. Это обусловлено тем, что в разных цветах отражаются разлигные эмоции человека. Причем один и тот же цвет может указывать сразу на несколько, часто противоположных, переживаний. Например, коричневый, соединивший в себе желтый, красный и синий цвета, с одной стороны, символизирует материнство, плодородие, землю, с другой — грязь, гной, кал.
В ходе беседы с мамой выяснилось, что у Тани хорошо сформированы основные навыки гигиены. Функция контроля за испражнениями развивалась согласно возрастным нормам, но после невыясненных обстоятельств в возрасте чуть старше 2 лет девочка прекратила садиться на горшок и начала испражняться в белье. Что только не делали родители, чтобы восстановить утраченный гигиенический навык: и объясняли, и уговаривали, и ругали, и наказывали. Бабушки вместо горшка предлагали хрустальную вазу. Но, к сожалению, такие меры не исправляли, а только усугубляли ситуацию.
Я предложила девочке пройти курс сказкотерапии, объяснила маме основные принципы воздействия сказки на психику ребенка и правила взаимодействия с дочерью в процессе психотерапии. Процесс «лечения» продолжался полтора месяца, всего было написано три сказки. Первая история, «Белохвостик, или Сказка про зайчонка», актуализировала негативные переживания и предлагала действенное решение проблемы. Вторая сказка, «Волшебный магазин», формировала позитивное отношение к горшку, и наконец, третья сказка, «Маленькая учительница», закрепляла установку на овладение необходимым гигиеническим навыком.

Белохвостик, или сказка про зайчонка

В одном волшебном лесу жила семья зайчат. Папа — большой белый заяц, мама — красавица зайчиха и маленький зайчонок по имени Белохвостик. Хорошо жилось им вместе: дружно и весело. Папа ходил на свою заячью работу, мама занималась их заячьим хозяйством, а Белохвостик весь день скакал и грыз морковку.
Имя у зайчонка было неслучайное. Его маленький пушистый хвостик был похож на
распустившийся хлопок, такой же белый и мягкий. А вот ножки его почему-то всегда были испачканы и плохо пахли. Как-то в лес прилетела Сова из мультфильма про Вини-Пуха.
Это была очень умная птица, она много знала и умела давать мудрые советы. Все зверюшки приходили к ней за помощью. Прискакал к ней и зайчонок Белохвостик.
Посмотрела на него Сова и спрашивает:
— Что ты хочешь у меня узнать?
— Я не знаю, почему мои ножки всегда грязные и плохо пахнут. Мне это совсем не нравится. Я бы хотел, чтобы они были такие же чистые и белые, как хвостик, — отвечает зайчонок.
Сова посмотрела на Белохвостика очень внимательно, вдохнула воздух вокруг него и говорит:
— А расскажи-ка ты мне, как ты какаешь.
Зайчонок застеснялся, спрятал глазки, опустил ушки. Он не хотел говорить Сове правду. Он боялся, что она будет смеяться или станет его ругать. Это был его секрет — зайчонок какал стоя.
Мама-зайчиха и папа-заяц много раз говорили Белохвостику, что, когда какаешь, нужно приседать. Но зайчонок так боялся испачкать свой беленький хвостик, что сразу начинал громко плакать.
Сова еще раз спросила Белохвостика:
— Как ты какаешь?
«Что делать? Что делать? — думал зайчонок. — Говорить
правду или нет?» и решился:
— Я какаю стоя, — тихо признался Белохвостик.
— Все понятно, — сказала Сова. — Потому у тебя такие грязные ножки, и потому они так плохо пахнут... Я тебе помогу. Тебе нужен горшочек. У меня как раз есть свободный горшочек.
Мне его подарил мой друг Вини-Пух. Раньше в нем был мед, а сейчас он совершенно пустой. Мне его подарил Вини, а я дарю его тебе.
Сова торжественно вручила Белохвостику горшочек и на прощание сказала:
— Запомни! Если ты начнешь какать в горшочек, то твой хвостик останется белым, а ножки всегда будут чистыми.
Прошло два дня, и Белохвостик впервые покакал в горшочек. Он смеялся и скакал от радости. Его хвостик не испачкался, его ножки чистые. Папа-заяц и мама-зайчиха радовались вместе с Белохвостиком. Они все дружно пели песни и танцевали.
Напомню, что для усиления эффекта сказки в ее сюжет обязательно вводятся узнаваемые и понятные ребенку
образы (увлечения ребенка, его любимые литературные и мультипликационные герои, приятные события, воспоминания и т. п.), которые послужат своеобразным каркасом, подсказывая ребенку знакомые события и обстоятельства.

Так, в сказке «Белохвостик, или Сказка про зайчонка», были максимально использованы сведения, полученные в ходе беседы с мамой девочки:

Белохвостик весь день скакал и грыз морковку (Таня любит грызть морковку); маленький пушистый хвостик зайчонка был похож на распустившийся хлопок, такой же белый и мягкий (в квартире девочки в качестве декора используется веточка хлопка); в лес прилетела Сова из мультфильма про Вини-Пуха (любимый мультфильм Тани).
Положительные ассоциации помогают ребенку идентифицировать себя с главным героем сказки, проследить за своими поступками, поведением и увидеть перспективу позитивног разрешения проблемы.


Волшебный магазин

В одном городе, на одной улице стоял магазин.
Назывался этот магазин «Хозяйственный», потому что продавали там все для дома, все, что нужно в хозяйстве. На прилавке лежали игрушки, ложки, вилки, тарелки, чашки, лампочки, шторки, умывальники и даже унитаз. Все сверкало чистотой и новизной. И только в самом дальнем углу магазина стоял предмет, на который никто не обращал внимания. Этот предмет давно покрылся пылью, и даже его цвет нельзя было узнать.
Заходили в этот магазин за покупками и взрослые, и дети. Взрослые мужчины покупали разные инструменты (молотки, отвертки). Взрослые женщины выбирали красивую посуду, а дети - игрушки. Но никто и никогда даже не смотрел на странный предмет в углу магазина.
Так продолжалось изо дня в день, из месяца в месяц. И наверное, могло бы продолжаться из года в год, если б однажды
в магазин не пришла маленькая хорошенькая девочка, которая умела слышать, как разговаривают предметы.
Зашла девочка в магазин и сразу услышала, как зазвенели ложки и вилки: «Посмотри, какие мы блестящие, купи нас!»; как зашелестели шторы: «Купи нас, мы украсим твою комнату!»; как наперебой завизжали игрушки: «Нас, купи нас...»
Вдруг среди всех голосов девочка услышала плачь, который доносился из самого дальнего угла магазина. Девочка пошла туда и увидела... запыленный, непонятный предмет.
— Ты кто? — спросила девочка.
— Я не знаю, — ответил предмет и заплакал еще сильнее.
— Это туалет для маленьких детей, — услышала девочка сзади басистый голос унитаза. — Его зовут Горшочек.
Девочка взяла Горшочек в руки, стерла с него пыль и спросила:
— Почему ты плачешь, Горшочек?
— Потому что я не знаю, для чего я нужен.
— Не плачь, я знаю, — сказала девочка и понесла Горшочек к кассе.
Девочка купила Горшочек, принесла его домой и поставила в туалетной комнате рядом с большим унитазом. Теперь у нее был собственный туалет. А Горшочек теперь знал, для чего он нужен.



Маленькая учительница


В одном царстве-королевстве жила- была Принцесса. Она была хорошая девочка, красивая и умная, но избалованная и ничему не обученная. Когда Принцессе исполнилось три года,
Король и Королева решили пригласить во Дворец учителей, которые научат их доченьку: как вести себя за столом, как вести себя в гостях, расскажут ей про «волшебные» слова, научат рисовать, петь, читать и считать.
Много приехало во Дворец учителей, но никто из них не понравился Принцессе. Она сказала родителям, что не хочет
учиться, а учителя ей не нужны. Опечалились Король и Королева, уж очень им хотелось, чтобы их доченька была
и умницей-разумницей, и воспитанной девочкой. Что им делать? Как поступить?
На следующий день, когда Король обходил свои владения, в одной из комнат он увидел маленькую девочку и услышал
ее тоненький голосок: «Сосчитай до десяти: 1, 2, 3...» Девочка сидела на полу в углу комнаты и учила куклу считать и рисовать цифры.
Король подошел к маленькой незнакомке и спросил ее:
— Как тебя зовут?
— Анечка, — ответила девочка.
— А сколько тебе лет?
— Уже три года.
— А где же ты научилась считать и рисовать?
— Я занимаюсь в Школе развития, и там с нами занимаются настоящие учителя, — ответила Анечка.
— А умеешь ли ты сама кушать за столом? — продолжал расспрашивать Король.
- Д а .
— А умываться и чистить зубы?
- Д а .
— А знаешь ли ты «волшебные» слова?
— Конечно.
— Но, наверное, ты не умеешь ходить в туалет, как взрослые?
— спросил Король.
Анечка засмеялась и ответила Королю:
— Что вы, ваше величество, я уже давным-давно не пачкаю трусики и хожу в туалет, как взрослые. Только у меня свой, детский туалет — горшочек.
Удивился Король, что такая маленькая девочка так много знает и умеет. Очень она ему понравилась. Взял Король Анечку за руку и пошел знакомиться с ее родителями. Мама и папа Анечки очень удивились, когда увидели Короля в своем доме,
и спросили:
— Что случилось, ваше величество?
— Разрешите мне на несколько дней забрать вашу доченьку во Дворец. Я хочу, чтобы она подружилась с Принцессой
и научила ее рисовать, считать, самостоятельно кушать, говорить «волшебные» слова, а самое главное —ходить в туалет, как все дети, на горшок, —ответил Король.
Папа и мама разрешили Анечке погостить во Дворце. Они же знали, как это важно, чтобы их доченька научила маленькую Принцессу правилам поведения. Прошло несколько дней, и по всему царству-королевству разлетелось: «Слава, Анечке!» Все жители королевства узнали, что Принцесса и Анечка стали настоящими подружками. Принцесса с удовольствием учится и называет Анечку: «Моя любимая учительница».

 (голосов: 0)

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.








наш опрос


Как скоро у вас наступила самостоятельная беременность?

Сразу же все получилось
В течение трех месяцев
В течение полугода
В течение года
В течение полутора лет
В течение двух лет
В течение трех лет
Позже



конкурсы

Победитель фотоконкурса


популярное

комментарии


Copyright © 2007. MaminPortal.Ru All Rights Reserved