СКАЗКА ДЛЯ АРТЕМА, КОТОРЫЙ, КРОМЕ ХЛЕБА И ВОДЫ, НИЧЕГО НЕ ЕЛ И НЕ ПИЛ Семилетний Артем однажды осознал, что вкусная курочка на столе — это убитая птичка, которая еще совсем недавно щипала травку и несла яйца. После этой трагической догадки мальчик отказался есть вначале животную пищу, а постепенно и растительную. Его рацион питания на момент обращения к психологу состоял из воды и чрезмерного употребления хлеба. Последствием такого питания стало падение веса тела, гиповитаминоз и снижение уровня гемоглобина в крови, высокая утомляемость и раздражительность. Из беседы с мамой выяснилось, что врачи рекомендуют Артему пройти курс психотерапии. Перед нами стояла непростая задача — вернуть ребенку опыт полноценного питания.
Предложенная программа помощи состояла из методов сказко- и изотерапии, «живых» метафор и специально разработанных игр.
Психолог: Артем, твоя мама поделилась со мной, что тебе нравится сказка «Кот в сапогах». А у меня есть знакомый сказочник, который придумал продолжение этой сказки и познавательную игру «Новые приключения Кота в сапогах». Сегодня я хочу рассказать тебе эту сказку, а на следующей встрече мы поиграем. Хорошо?
Новые приключения кота в сапогах
Жил на свете Кот в сапогах, котятам-внучатам рассказывал, как победил людоеда ужасного и королевство спас. Спокойно жил: много спал, много гулял. По деревьям, правда, уже не лазил, силенок поубавилось, здоровье подводить стало. Да и аппетит пропал, съест, бывало, кусочек хлеба, запьет водичкой — вот и вся Кота еда. Долго уже жил, старенький стал, так бы и дожил свой век, если б однажды не нависла над королевством новая беда. Внук того самого Людоеда, которого когда-то Кот победил, решил за деда своего отомстить и Кота нашего наказать. Заявил на все королевство, что, мол, растерзаю Кота ненавистного, на куски порву да в море куски те выброшу. Не на шутку наш Кот испугался, да что делать? Принял вызов Людоеда. Осталось только силенок прибавить да здоровье поправить. Решил Кот собрать котят-внучат и расспросить молодежь, откуда силы набраться. Молодежь-то сейчас умная, все знает. Говорит старший внучок: «Слышал я, что сила в молочных продуктах, схожу к молочнику, попрошу молока, сметаны, сыра и творожка свежего», — и побежал к молочнику. Потом другой внучок в разговор вступил: «Видел я, как охранники королевские булочки и пирожки ели и нахваливали. Говорили, что сила в булочках спрятана богатырская». Сказал и помчался к пекарю. Третий внучок тоже быстро сообразил, куда идти: «Пойду к фермеру, попрошу фруктов и овощей. В умных книжках читал — сила в витаминах». Наконец, четвертый котенок, самый маленький, осторожно предложил: «А я мясо люблю. Как съем кусочек колбаски или сосиску, так чувствую, силы прибавилось. Сила в мясных продуктах. Схожу к мяснику, принесу колбаски и мяса». Разбежались котята-внучата за продуктами. Остался Кот один, сидит на лавочке, слова внучат вспоминает: «Сила в молочных продуктах... сила в булочках... сила в витаминах... сила в мясных продуктах...» Пока думал, котята вернулись. Выложили все продукты на стол. Ешь — не хочу. Чего только не принесли: молоко, сметану, сыр, творожок, булочки, пирожки, пончики, яблоки, груши, огурцы, помидоры, колбаски, сосиски, ветчину и еще много разных продуктов. Сел Кот за стол, начал пищу пробовать. Давно он, кроме хлеба и воды, ничего в рот не брал. Сначала ему ничего не нравилось, есть не хотел. Но знал Кот: силы нужны, чтобы Людоеда победить. Вот и ел, хоть и не хотел. Не хотел, не хотел, да распробовал: вкусной еда показалась. Молочко и сыр — вкусно! Булочки и пирожки — вкусно! Фрукты и овощи — вкусно! Мясо ел, чуть язык не проглотил, так вкусно. Сидел за столом, ел вкусно и не заметил, как мускулы силой налились. Берегись, Людоед! А схватки-то и не случилось. Как увидал Людоед Кота с мускулами, так и сбежал с поля боя. Чудеса, да и только! Молодец Кот, что внучат послушал да продукты с аппетитом скушал!
Психолог: Вот такая история про Кота в сапогах получилась у моего знакомого сказочника. А еще он мне рассказал, что котята-внучата для своего деда Кота придумали игру. Завяжут деду глаза и дают лизнуть и проглотить маленький-маленький кусочек какой-нибудь еды, а он отгадать должен, что съел. Артем, я хочу тебе и твоей маме дать домашнее задание (которое является «живой» метафорой): Пусть мама порежет на мелкие кусочки яблоко, банан, киви, колбаску, сыр и хлеб, можно и другие продукты. Только у меня есть одно условие. Артем, ты должен проследить, чтобы кусочки были маленькими, просто малехонькими. Такое условие вводится специально, гтобы Артем не отказался от выполнения задания, а вклюгился в него, осуществляя контроль за действиями мамы. Потом ты, Артем, съешь по кусочку всех продуктов и постараешься запомнить их вкус и названия (предполагается, что у мальчика заблокированы вкусовые ощущения). Когда запомнишь, мама завяжет тебе глаза и будет давать по одному кусочку нарезанных продуктов. Твоя задача — угадать, что ты ешь.
ИЗОТЕРАПИЯ На следующей встрече, после вступительной беседы, Артем рисовал рисунок-натюрморт по мотивам сказки «Новые приключения Кота в сапогах», а именно стол с едой, которую котята-внучата добыли для Кота. (Предполагается, что старательное прорисовывание продуктов изменит отношение к ним с негативного на позитивное.) Потом рисунок обсуждался, акцент делался на вкусовых качествах тех продуктов, которые Артем дегустировал дома. Домашнее задание: Знакомство с новой группой продуктов.
КАРТОЧНАЯ ИГРА «КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОДУКТОВ»
На третьей завершающей встрече Артему была предложена карточная игра «Классификация продуктов». Карточки с изображениями мучных изделий, фруктов, овощей, молочных и мясных продуктов были заранее подготовлены психологом. Варианты некоторых заданий: 1. Разделить все продукты по группам. 2. «Четвертый — лишний». Психолог выкладывает на стол четыре карточки с изображениями продуктов, три из которых можно объединить по какому-либо признаку, четвертый —лишний. Например, яблоко, груша, булочка и апельсин. 3. Выбрать по очереди все сладкие — сочные — вкусные — полезные продукты. Во второй половине встречи была нарисована таблица,в которой по пятибалльной шкале будут оцениваться вкусовые и полезные качества дегустируемых дома продуктов.
Итог: После выполнения первого домашнего задания Артем обнаружил, что «киви, оказывается, вкусный», после второй встречи попросил бабушку сделать ему бутерброд с колбасой и сыром. «Чудеса, да и только! Молодец Кот, что внучат послушал да продукты с аппетитом скушал!»
КАК УСИЛИТЬ ЭФФЕКТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ Если уважаемый читатель решился самостоятельно сочинять терапевтическую сказку для ребенка и заинтересован, чтобы метафора достигла цели и помогла, а самое главное, взял на себя ответственность за изменения, к которым эта сказка приведет, думаю, настало время новых знаний. Психологи, сторонники нейролингвистического программирования, рассматривают терапевтическую метафору как единый процесс общения, включающий в себя три уровня: сюжетную линию, внушения и переплетения.
Первый уровень —сюжетная линия Особенности построения сказки уже были описаны выше. Напомню, только что сказка разворачивается в определенной последовательности и имеет собственную структуру: • начало сказки (где это было? кто главные герои?); • вызов (что случилось? что побудило к действию?); • дорога (что решили делать герои? куда направились для решения проблемы?); • спутники-союзники (кто помогал героям?); • враг (с какими опасностями и трудностями столкнулись герои? кто препятствовал достижению цели?); • битва (как герои сказки справились с трудностями?); • победа (каких положительных результатов достигли герои?); • награда (какие уроки из своих действий извлекли герои? как изменилась их жизнь?).
Второй уровень — внушения Внушения представляют собой маленькие фрагменты больших утверждений. Например, чтобы объяснить Артему, почему надо полноценно питаться, в сказке «Новые приключения Кота в сапогах» использован короткий слоган: «Сила в ... продуктах». Помните, «сила в молочных продуктах... сила в булочках... сила в витаминах... сила в мясных продуктах...». Внушения лучше разбросать по тексту, тогда ребенок будет воспринимать их как часть сюжета (сознательный уровень), не относя конкретно на свой счет. А подсознание «услышит» обращенные к нему внушения и примет их как руководство к действию. Внушения привлекают внимание бессознательного благодаря ≪собственному звуганию≫. Поэтому, рассказывая или гитая сказку, внушения необходимо выделять голосом (изменением интонации, тембра голоса, использованием пауз и драматигеских приемов).
Третий уровень — переплетение Зрение, слух, осязание, обоняние и вкус — пять сенсорных систем или пять чувств, с помощью которых каждый человек общается с окружающим миром, воспринимает и изучает его. По мнению психологов, необходимое условие эффективного внушения — переплетение в сказке основных сенсорных систем: визуальной (вижу), аудиальной (слышу) и кинестетической (чувствую).
Разумеется, что использование только трех слов (вижу, слышу и чувствую) недостаточно для «переплетения» сенсорных систем. Ниже предлагается небольшой список слов (предикатов), которые родители могут использовать при сочинении сказок.
Идеальной является ситуация, когда все сенсорные процессы ребенка развиваются синхронно и сбалансированно. Если, в силу разлигных пригин, предпогтение отдается одной из сенсорных систем и гувственная ориентация становится однобокой, то возникает нарушение сенсорного равновесия, гто, в свою огередь, приводит к эмоциональной, поведенгеской или психосоматигеской проблеме. Вклюгая в рассказ предикаты основных сенсорных систем, взрослый «выравнивает» гувственные процессы ребенка, а знагит, улугшает его психологигеское здоровье.
СКАЗКИ ДЛЯ ТАНИ, КОТОРАЯ НЕ ХОТЕЛА...
Однажды мне пришлось заняться психологическим «лечением» девочки трех лет, которая категорически отказывалась какать в горшок. Во время первой встречи мама Тани с гордостью рассказывала об успехах дочери в Школе развития, показывала ее рисунки. Именно рисунки вызвали у меня особый интерес. Дело в том, что все они были выполнены одним цветом, коричневым. При анализе рисунка психологи особое внимание обращают на цветовой фон изображения. Это обусловлено тем, что в разных цветах отражаются разлигные эмоции человека. Причем один и тот же цвет может указывать сразу на несколько, часто противоположных, переживаний. Например, коричневый, соединивший в себе желтый, красный и синий цвета, с одной стороны, символизирует материнство, плодородие, землю, с другой — грязь, гной, кал. В ходе беседы с мамой выяснилось, что у Тани хорошо сформированы основные навыки гигиены. Функция контроля за испражнениями развивалась согласно возрастным нормам, но после невыясненных обстоятельств в возрасте чуть старше 2 лет девочка прекратила садиться на горшок и начала испражняться в белье. Что только не делали родители, чтобы восстановить утраченный гигиенический навык: и объясняли, и уговаривали, и ругали, и наказывали. Бабушки вместо горшка предлагали хрустальную вазу. Но, к сожалению, такие меры не исправляли, а только усугубляли ситуацию. Я предложила девочке пройти курс сказкотерапии, объяснила маме основные принципы воздействия сказки на психику ребенка и правила взаимодействия с дочерью в процессе психотерапии. Процесс «лечения» продолжался полтора месяца, всего было написано три сказки. Первая история, «Белохвостик, или Сказка про зайчонка», актуализировала негативные переживания и предлагала действенное решение проблемы. Вторая сказка, «Волшебный магазин», формировала позитивное отношение к горшку, и наконец, третья сказка, «Маленькая учительница», закрепляла установку на овладение необходимым гигиеническим навыком.
Белохвостик, или сказка про зайчонка
В одном волшебном лесу жила семья зайчат. Папа — большой белый заяц, мама — красавица зайчиха и маленький зайчонок по имени Белохвостик. Хорошо жилось им вместе: дружно и весело. Папа ходил на свою заячью работу, мама занималась их заячьим хозяйством, а Белохвостик весь день скакал и грыз морковку. Имя у зайчонка было неслучайное. Его маленький пушистый хвостик был похож на распустившийся хлопок, такой же белый и мягкий. А вот ножки его почему-то всегда были испачканы и плохо пахли. Как-то в лес прилетела Сова из мультфильма про Вини-Пуха. Это была очень умная птица, она много знала и умела давать мудрые советы. Все зверюшки приходили к ней за помощью. Прискакал к ней и зайчонок Белохвостик. Посмотрела на него Сова и спрашивает: — Что ты хочешь у меня узнать? — Я не знаю, почему мои ножки всегда грязные и плохо пахнут. Мне это совсем не нравится. Я бы хотел, чтобы они были такие же чистые и белые, как хвостик, — отвечает зайчонок. Сова посмотрела на Белохвостика очень внимательно, вдохнула воздух вокруг него и говорит: — А расскажи-ка ты мне, как ты какаешь. Зайчонок застеснялся, спрятал глазки, опустил ушки. Он не хотел говорить Сове правду. Он боялся, что она будет смеяться или станет его ругать. Это был его секрет — зайчонок какал стоя. Мама-зайчиха и папа-заяц много раз говорили Белохвостику, что, когда какаешь, нужно приседать. Но зайчонок так боялся испачкать свой беленький хвостик, что сразу начинал громко плакать. Сова еще раз спросила Белохвостика: — Как ты какаешь? «Что делать? Что делать? — думал зайчонок. — Говорить правду или нет?» и решился: — Я какаю стоя, — тихо признался Белохвостик. — Все понятно, — сказала Сова. — Потому у тебя такие грязные ножки, и потому они так плохо пахнут... Я тебе помогу. Тебе нужен горшочек. У меня как раз есть свободный горшочек. Мне его подарил мой друг Вини-Пух. Раньше в нем был мед, а сейчас он совершенно пустой. Мне его подарил Вини, а я дарю его тебе. Сова торжественно вручила Белохвостику горшочек и на прощание сказала: — Запомни! Если ты начнешь какать в горшочек, то твой хвостик останется белым, а ножки всегда будут чистыми. Прошло два дня, и Белохвостик впервые покакал в горшочек. Он смеялся и скакал от радости. Его хвостик не испачкался, его ножки чистые. Папа-заяц и мама-зайчиха радовались вместе с Белохвостиком. Они все дружно пели песни и танцевали. Напомню, что для усиления эффекта сказки в ее сюжет обязательно вводятся узнаваемые и понятные ребенку образы (увлечения ребенка, его любимые литературные и мультипликационные герои, приятные события, воспоминания и т. п.), которые послужат своеобразным каркасом, подсказывая ребенку знакомые события и обстоятельства.
Так, в сказке «Белохвостик, или Сказка про зайчонка», были максимально использованы сведения, полученные в ходе беседы с мамой девочки:
Белохвостик весь день скакал и грыз морковку (Таня любит грызть морковку); маленький пушистый хвостик зайчонка был похож на распустившийся хлопок, такой же белый и мягкий (в квартире девочки в качестве декора используется веточка хлопка); в лес прилетела Сова из мультфильма про Вини-Пуха (любимый мультфильм Тани). Положительные ассоциации помогают ребенку идентифицировать себя с главным героем сказки, проследить за своими поступками, поведением и увидеть перспективу позитивног разрешения проблемы.
Волшебный магазин
В одном городе, на одной улице стоял магазин. Назывался этот магазин «Хозяйственный», потому что продавали там все для дома, все, что нужно в хозяйстве. На прилавке лежали игрушки, ложки, вилки, тарелки, чашки, лампочки, шторки, умывальники и даже унитаз. Все сверкало чистотой и новизной. И только в самом дальнем углу магазина стоял предмет, на который никто не обращал внимания. Этот предмет давно покрылся пылью, и даже его цвет нельзя было узнать. Заходили в этот магазин за покупками и взрослые, и дети. Взрослые мужчины покупали разные инструменты (молотки, отвертки). Взрослые женщины выбирали красивую посуду, а дети - игрушки. Но никто и никогда даже не смотрел на странный предмет в углу магазина. Так продолжалось изо дня в день, из месяца в месяц. И наверное, могло бы продолжаться из года в год, если б однажды в магазин не пришла маленькая хорошенькая девочка, которая умела слышать, как разговаривают предметы. Зашла девочка в магазин и сразу услышала, как зазвенели ложки и вилки: «Посмотри, какие мы блестящие, купи нас!»; как зашелестели шторы: «Купи нас, мы украсим твою комнату!»; как наперебой завизжали игрушки: «Нас, купи нас...» Вдруг среди всех голосов девочка услышала плачь, который доносился из самого дальнего угла магазина. Девочка пошла туда и увидела... запыленный, непонятный предмет. — Ты кто? — спросила девочка. — Я не знаю, — ответил предмет и заплакал еще сильнее. — Это туалет для маленьких детей, — услышала девочка сзади басистый голос унитаза. — Его зовут Горшочек. Девочка взяла Горшочек в руки, стерла с него пыль и спросила: — Почему ты плачешь, Горшочек? — Потому что я не знаю, для чего я нужен. — Не плачь, я знаю, — сказала девочка и понесла Горшочек к кассе. Девочка купила Горшочек, принесла его домой и поставила в туалетной комнате рядом с большим унитазом. Теперь у нее был собственный туалет. А Горшочек теперь знал, для чего он нужен.
Маленькая учительница
В одном царстве-королевстве жила- была Принцесса. Она была хорошая девочка, красивая и умная, но избалованная и ничему не обученная. Когда Принцессе исполнилось три года, Король и Королева решили пригласить во Дворец учителей, которые научат их доченьку: как вести себя за столом, как вести себя в гостях, расскажут ей про «волшебные» слова, научат рисовать, петь, читать и считать. Много приехало во Дворец учителей, но никто из них не понравился Принцессе. Она сказала родителям, что не хочет учиться, а учителя ей не нужны. Опечалились Король и Королева, уж очень им хотелось, чтобы их доченька была и умницей-разумницей, и воспитанной девочкой. Что им делать? Как поступить? На следующий день, когда Король обходил свои владения, в одной из комнат он увидел маленькую девочку и услышал ее тоненький голосок: «Сосчитай до десяти: 1, 2, 3...» Девочка сидела на полу в углу комнаты и учила куклу считать и рисовать цифры. Король подошел к маленькой незнакомке и спросил ее: — Как тебя зовут? — Анечка, — ответила девочка. — А сколько тебе лет? — Уже три года. — А где же ты научилась считать и рисовать? — Я занимаюсь в Школе развития, и там с нами занимаются настоящие учителя, — ответила Анечка. — А умеешь ли ты сама кушать за столом? — продолжал расспрашивать Король. - Д а . — А умываться и чистить зубы? - Д а . — А знаешь ли ты «волшебные» слова? — Конечно. — Но, наверное, ты не умеешь ходить в туалет, как взрослые? — спросил Король. Анечка засмеялась и ответила Королю: — Что вы, ваше величество, я уже давным-давно не пачкаю трусики и хожу в туалет, как взрослые. Только у меня свой, детский туалет — горшочек. Удивился Король, что такая маленькая девочка так много знает и умеет. Очень она ему понравилась. Взял Король Анечку за руку и пошел знакомиться с ее родителями. Мама и папа Анечки очень удивились, когда увидели Короля в своем доме, и спросили: — Что случилось, ваше величество? — Разрешите мне на несколько дней забрать вашу доченьку во Дворец. Я хочу, чтобы она подружилась с Принцессой и научила ее рисовать, считать, самостоятельно кушать, говорить «волшебные» слова, а самое главное —ходить в туалет, как все дети, на горшок, —ответил Король. Папа и мама разрешили Анечке погостить во Дворце. Они же знали, как это важно, чтобы их доченька научила маленькую Принцессу правилам поведения. Прошло несколько дней, и по всему царству-королевству разлетелось: «Слава, Анечке!» Все жители королевства узнали, что Принцесса и Анечка стали настоящими подружками. Принцесса с удовольствием учится и называет Анечку: «Моя любимая учительница».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Как скоро у вас наступила самостоятельная беременность?