На моей памяти нет случаев, чтобы работа с ребенком ограничивалась
только работой с ребенком. Такая вот тавтология.
Отношение ребенка к окружающему миру, особенности взаимоотношений
со сверстниками и другими людьми во многом формируются поведением родителей в семье. По мнению психологов, дети вырастают с высоким уровнем независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке, если родители относятся к ним нежно, с теплотой и пониманием, контролируют и требуют осознанного поведения.
Дети, чьи родители воспитывают их с меньшей теплотой, с меньшим сочувствием и пониманием, больше полагаются на наказание, становятся неуверенными в себе, не проявляют любознательности и не умеют сдерживать себя. Если ребенок растет в семье, для которой характерны конфликты, постоянные ссоры, скандалы, то он приобретает отрицательный опыт общения, так как полагает, что теплые нормальные взаимоотношения между родителями лицемерны.
Ребенок перестает верить в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, преждевременно разочаровывается в человеческих взаимоотношениях и не приобретает положительного опыта общения. Но даже в конфликтной семье ребенок, как правило, болезненно реагирует на развод родителей.
Как помочь детям, которым предстоит пережить расставание родителей? Можно ли сделать это с помощью сказки?
СКАЗКА ДЛЯ КАТИ, ЧЬИ РОДИТЕЛИ РЕШИЛИ РАЗВЕСТИСЬ
Во время работы одного из семинаров-тренингов ≪Профилактические
сказки для детей и их родителей≫ участница Оксана предложила тему для обсуждения и попросила помочь ей в сочинении сказки для ее шестилетней дочери Кати.
Родители Кати были одноклассниками, встречаться начали еще в школе. Романтические чувства переросли в пылкую любовь, и молодые люди решили создать семью. Через три года у счастливых влюбленных родилась дочь. Отец с первого дня не скрывал восхищения
своей ≪маленькой куколкой≫. Хрупкая, голубоглазая, белокурая, похожая на сказочную принцессу девочка всегда чувствовала любовь и заботу отца и отвечала ему взаимностью. Со временем муж Оксаны стал успешным бизнесменом. Частые командировки несколько
охладили чувства супругов, но не отдалили отца от ребенка. Прошло восемь лет совместной жизни, пылкая любовь уступила место уважению и хорошему отношению. Оксана совершенно спокойно, но с грустью в голосе рассказывала, что они превратились
в любящих друг друга брата и сестру. Еще через год Оксана узнала, что в другом городе у Кати появилась маленькая сестренка.
Результатом откровенного разговора стало решение развестись, но сохранить при этом добрые отношения. Рассудительные родители договорились не настраивать Катю друг против друга и нести совместную ответственность за ее развитие и воспитание.
Принцесса двух королевств
(Сказка написана участниками семинара-тренинга)
В королевстве Цветов жили король, королева и маленькая
принцесса. Королевство у них было большое и богатое: красивый дворец,
плодородные земли, ягодные леса и полноводные реки. А еще у короля было много подданных, о которых он по-отцовски заботился, и они отвечали ему любовью,
послушанием и благодарностью. По соседству с королевством Цветов находилось королевство Бусинок. В Бусинках уже давно небыло короля. С тех пор как он погиб на войне, королева загрустила и забросила королевское хозяйство. Никто больше не заботился о состоянии королевских дел и о его жителях. Бусинки становились все беднее и несчастнее.
Как-то жители Бусинок собрались на Совет и решили обратиться к королю Цветов за помощью. Они написали ему послание, в котором просили стать их королем и спасти королевство от нищеты и разорения.
Король Цветов прочитал письмо, посоветовался с королевой и решил переехать в Бусинки. Он знал, что в его королевстве все будет хорошо, потому что у королевы есть помощница — маленькая принцесса и преданные слуги.
С той поры прошло много времени. Королевство Бусинок стало таким же большим и богатым, как королевство Цветов. Маленькая принцесса выросла и стала умницей-красавицей. Она была добра к людям и превосходно управляла вместе с мамой
королевством Цветов и вместе с папой королевством Бусинок. Подданные королевств очень ею гордились и с любовью называли Принцессой двух королевств.Соловей и розы
В саду росли две прекрасные розы. К ним каждый день прилетал молоденький соловей. Он пел им песни. Садовник пересадил одну розу в другой сад. Соловей потерял цветок.
Спросил у садовника. Узнал, где искать. Начал летать между розами, пел им песни. Окрепли крылья, разработался голос. Сам не заметил, как стал взрослым соловьем.
Напомню, что Оксана попросила участников группы придумать сказку, опережающую реальные события, чтобы подготовить дочь Катю к предстоящему расставанию с отцом. Психологи рекомендуют родителям рассказывать ребенку о предстоящем
разводе и в доступной для него форме объяснять причины разлуки с одним из родителей еще до того, как произойдет само расставание.
По мнению Д. Бретт, это даст ребенку возможность ≪переварить≫ создавшееся положение, частично преодолеть первоначальный шок, приспособиться к нему и переговорить с каждым из родителей о том, что это означает для него.
Сказка ≪Принцесса двух королевств≫ — это только одна из возможных историй на бракоразводную тему. Содержание других сказок будет зависеть от многих факторов, в частности от реакции ребенка на развод родителей.
НЕКОТОРЫЕ РЕАКЦИИ ДЕТЕЙ НА РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ:• Ухудшение физического состояния (головная боль, боли в животе).
• Страхи. К детям могут вернуться прежние страхи, например боязнь темноты, которые он уже преодолел, или возникнуть новые: за собственное благополучие (страх быть брошенными и никому не нужным); за своего ≪бедного брошенного папочку≫; за мамочку, которая теперь выглядит такой грустной и усталой и т. п.
• Злость. Дети могут злиться на самих себя (полагая, что их непослушание
привело к разрыву между папой и мамой или за то, что они не предприняли ничего для того, чтобы родители не расстались); на обоих родителей за то, что они не сохранили
семью; на одного из родителей, которого считают виновником разрыва. Злость, испытываемая по отношению к одному из родителей, может быть переключена на другого, на которого злиться не так опасно, на школьных друзей и учителей или
проявиться в деструктивном, вызывающем поведении.
• Печаль может проявиться в плаксивости, принять форму пассивной самоизоляции, в утрате всякого интереса к школе, друзьям или к тому, что прежде доставляло ребенку радость и удовольствие.
СКАЗКА ДЛЯ ЗОИ, КОТОРОЙ НЕ НУЖЕН ≪НОВЫЙ≫ ПАПАЗое было пять месяцев, когда ее родители расстались. С того времени прошло почти десять лет, но традиционно каждую субботу Зоя гостила в соседнем подъезде собственного дома у отца и бабушки. Инициатором субботних встреч всегда выступала
бабушка, в отличие от папы, который давно не проявлял интереса к визитам дочери. С годами он все чаще пропускал эти встречи, ссылаясь на работу, все равнодушнее проходил мимо Зои, случайно столкнувшись с ней во дворе. Но, несмотря ни на что, девочка верила, что папа любит ее больше всех на свете, и когда-нибудь они снова будут жить все вместе — Зоя, папа и мама.
Мама десятилетней Зои обратилась ко мне в полном смятении чувств. Полгода назад она встретила мужчину, которого полюбила сама и мечтала, что когда-нибудь его полюбит Зоя. Но дочь была непреклонна, ≪новый≫ папа в ее планы не вписывался. Причем девочка не отказывала себе в удовольствии кататься вместе с Андреем (так звали маминого избранника) на коньках, играть в снежки, ходить в театр или кино, гулять в зоопарке. Но как только Андрей переступал порог их квартиры, Зоя убегала в свою комнату, закрывала дверь и отказывалась от любого контакта с мамой и ее женихом.
Задача предстояла довольно сложная — помочь Зое впустить Андрея на свою семейную территорию. Разумеется, что расположение Зои к Андрею вне квартиры и мудрая позиция
матери — не навязывания ≪нового≫ отца, способствовали решению поставленной задачи. Но были моменты, которые значительно усложняли положение. Во-первых, это принципиальная позиция Зои, что в их семье может быть только ее настоящий
папа, самый красивый, самый сильный и самый смелый папа на свете. Во-вторых, это вымышленные воспоминания Зои о веселых играх вместе с отцом и устойчивое убеждение, что так весело может быть только с ним. И наконец, ее фантазия, что папа кней обязательно вернется.
Тигр-Рэй
Давным-давно за дальними морями, у подножья высоких гор, в густом лесу жила семья тигров, папа, мама и маленькая тигричка по имени Лоя. Лоя была беззаботным
и счастливым тигренком, весь день она резвилась на солнышке, плескалась в ручье или
играла с другими тигрятами. Больше других игр Лое нравилось ловить бабочек, наблюдать, как в ручье плавают рыбки, и слушать, как поют птички. Еще Лоя
любила, когда мама нежно вылизывала ее шкурку перед сном и мурлыкала ей на ушко колыбельную тигриную песенку. Но больше всего она любила гулять на спине папы-тигра, самого сильного, смелого и красивого тигра в их лесу.
Жизнь была прекрасна, радостна и спокойна. Но случилась беда. В соседнем лесу, где жила старенькая бабушка Лои, появился Великан-тигроед. Ночами тигроед бродил по лесу в поисках своей жертвы. Он выслеживал старых беспомощных тигров, молоденьких
тигриц или маленьких тигрят, нападал на них, разрывал их на части и съедал. Бабушке Лои грозила опасность, и папа-тигр отправился в соседний лес ее охранять.
Прошло много дней и ночей. Лоя уже стала забывать, как каталась на папиной спине по лесу, как играла с ним в ≪догонялки≫. Каждую ночь маленькая тигричка засыпала с мечтой, что папа совсем скоро вернется. Но папа все не возвращался, хотя давно
никто не слышал про Великана-тигроеда. Наверное, папа-тигр решил навсегда остаться возле своей старенькой мамы.
Как-то во время прогулки в своем лесу Лоя и ее мама встретили молодого тигра.
— Меня зовут Рэй, — представился тигр и радостно вильнул хвостом.
— Меня зовут Лоя, а это моя мама, — ответила маленькая тигричка. — Хочешь с нами погулять по лесу?
— С большим удовольствием, — откликнулся Рэй.
С того времени, почти каждый день, Лоя с мамой и Рэем гуляли вместе. Рэй играл с Лоей в ≪догонялки≫, катал ее на спине, рассказывал смешные истории. Им было хорошо втроем.
Как-то мама-тигрица пригласила Рэя в гости. На следующий вечер молодой тигр, счастливый и радостный, подошел к пещере, в которой жили Лоя и ее мама. Но стоило ему войти в пещеру, как Лоя выгнулась дугой, оскалила зубы и поджала хвост. ≪Никто из
тигров, кроме папы, никогда не войдет в нашу пещеру≫, — грозно зарычала Лоя. Рэй грустно опустил свою голову и вышел из пещеры.
Так продолжалось изо дня в день. Днем Лоя играла с Рэем, каталась на его спине, а вечером рычала на него и не впускала в пещеру. Но однажды ночью...
Лоя и мама-тигрица уже сладко спали, когда в их пещеру вломился Великан-тигроед. Он был огромный, страшный и очень голодный. Сквозь сон Лоя услышала, что ее мама зовет на помощь. Лоя открыла глаза и увидела, что Тигроед схватил ее мамочку и собирался съесть. Маленькая тигричка смело прыгнула на Великана, но он ее сбросил, как пушинку. Лоя встряхнулась и снова устремилась в бой. Но силы были неравны.
Лоя поняла, им нужна помощь. ≪Что делать? Кого позвать на помощь? Папа далеко, он не услышит ее зов. А больше у них с мамой никого нет. Что делать? Кого позвать?≫ — думала Лоя. И вдруг она вспомнила Рэя. Он их спасет: Рэй — молодой и сильный тигр. Лоя выпрыгнула из пещеры и побежала в гущу леса. Она бежала и что есть силы кричала: ≪Рэй, помоги нам! Рэй! Рэй!≫
Молодой тигр был недалеко, в три прыжка он оказался рядом с Лоей, молнией ворвался в пещеру, свирепо зарычал и кинулся на тигроеда. Между Великаном и Рэем началась схватка. Это был бой не на жизнь, а на смерть. Рэй защищал самых дорогих и самых любимых, он готов был умереть ради их спасения.
Лишь под утро раненый, посрамленный и обессиленный Великан сдался. Тигроед пообещал больше никогда не появлятьсяв их лесу и ушел высоко в горы. Рэй, Лоя и ее мама праздновали победу.
Радостная весть быстро разлетелась по лесу. ≪Слава Лое! Слава Рэю!≫ — пели в лесу птицы. Все тигры узнали про отважный поступок маленькой тигрички Лои, которая не испугалась и среди ночи отправилась в лес, чтобы найти Рэя и спасти свою маму. Лоя была так счастлива, что сама пригласила Рэя в гости. С того времени Рэй часто бывал в гостях у маленькой тигрички и ее мамы. И кто знает, может, когда-нибудь они будут жить
одной дружной семьей?СКАЗКА-ДИЛЕММАСказка ≪Тигр Рэй≫ — один из вариантов сказки-дилеммы.
В ходе повествования Зое предстояло решить моральную проблему и принять важное решение. В ситуации психологической консультации эта задача решалась следующим образом. Я рассказывала Зое сказку, но после фразы ≪Лоя поняла, им нужна помощь. Что делать? Кого позвать на помощь?≫ сделала паузу. Внешне это выглядело, будто бы я хочу подключить Зою к разговору и узнать ее мнение. На самом же деле в последующем
диалоге задавалась необходимая программа изменений.
Психолог: Как ты думаешь, Зоя, кого позовет на помощь
маленькая тигричка?
Зоя: Папу.
Психолог: Папа далеко, он не услышит ее зов. Может быть, есть еще кто-то, кого можно позвать?
Зоя (неуверенно): Может, Рэя?
Психолог: Хорошо, пусть будет Рэй. Продолжим сказку:
≪И вдруг она вспомнила Рэя. Он их спасет: Рэй — молодой и сильный тигр. Лоя выпрыгнула из пещеры и побежала в гущу леса. Она бежала и что есть силы кричала: ≪Рэй, помоги нам! Рэй! Рэй!≫
Решение маленькой тигрички Лои в действительности было решением девочки Зои. Через два дня я узнала, что Зоя сама пригласила Андрея в гости и они прекрасно провели вечер.
Напомню, гто косвенные метафоры дают ребенку возможность переклюгитъ внимание с содержания на сам процесс рассказа, отвлегься от своей проблемы и исклюгитъ воздействие сложившихся на сознательном уровне установок на нужную программу изменений. Поэтому будет лугше, если имя сказогного персонажа созвугно, но не совпадает с именем ребенка (например, Зоя — Лоя, Андрей — Рэй), а события не
копируют то, гто на самом деле с ним происходит.
СКАЗКА ДЛЯ СЕРЕЖИ, КОТОРЫЙ ХОТЕЛ ПОМЕНЯТЬ СЕМЬЮПоявление нового ребенка в семье — важное и ответственное событие. Если же оно начинается и развивается примерно так: ≪Милый, у тебя скоро появиться братик... Посмотри, дорогой. Это твой младший брат... Он же твой брат... Ты же старший...
Ты должен...≫ — проблемы, связанные с соперничеством, завистью и ревностью, неминуемы. В этой ситуации, за редким исключением, старший ребенок будет активно бороться за свое пространство, за родительскую любовь и внимание. Будет
бороться, пока есть силы. А когда силы иссякнут, начнет искать другие способы привлечь к себе внимание родителей. Маленький Сережа, например, решил поменять семью.
К практическому психологу Елене Божор обратилась мама девятилетнего Сережи. Вначале женщина пожаловалась на агрессивное поведение сына в школе и дома, но позже обнаружилась истинная причина обращения к специалисту. Сережа хотел уйти из
дома и жить в семье своей подружки, где он часто бывал в гостях.
Мама рассказала также, что напряжение в семье возникло,когда родился второй ребенок. Сережа изначально болезненно реагировал на заботу взрослых о младшем брате и старался привлечь к себе внимание демонстративным, вызывающим и агрессивным поведением. Родители часто ссорились между собой И с Серёжей, считая его непослушание причиной всех семейных неурядиц. Ситуация осложнялась еще и тем, что взрослые не скрывали радости общения с малышом и разочарования в старшем сыне, который к тому времени уже получил репутацию ребенка ≪с плохим характером≫.
Как ≪вернуть≫ ребенка в семью? Как помочь Сереже? Ответы на эти вопросы психолог искала вместе с родителями и Сережей. На первой встрече были выявлены причины ≪плохого≫ поведения мальчика и даны рекомендации взрослым по улучшению
взаимоотношений в семье. На второй встрече психолог работала с ребенком. Сережа раскрашивал понравившуюся картинку с драконом и сочинил сказку. Психолог продолжила историю, наполнив ее содержание элементами более здоровой адаптации,
которые отсутствовали в сказке ребенка.
Автор методики ≪обоюдного рассказа≫ Р. Гарднер считал, что сказка (история, рассказ) ребенка представляет собой проекцию и является отражением его жизненных ситуаций. Другими словами, ребенок сам расскажет, что его беспокоит и о чем он мечтает. Взрослому же остается только внимательно выслушать ребенка, постараться услышать, понять и помогь ему найти способ оптимального решения.
Дракончик Ярема и волшебные огоньки
(Сказка, придуманная Сережей)
В одном далеком-далеком королевстве с зелеными лугами и золотыми
полями стояла огромная преогромная пещера. Была эта пещера темная, холодная
и сырая, и росли вокруг нее только крапива да колючки. В этой пещере жило семейство огнедышащих драконов. Дракон-папа, дракониха-мама, старший сын — дракончик Ярема и младший сыночек — драконенок Паша. Казалось, все у них было хорошо. Да только дракончик Ярема ходил невеселый и все время пыхтел огнем из маленькой пасти. Не нравилась ему его темная, холодная и сырая пещера. И вот однажды решил Ярема бросить маму, папу и братика-драконенка и убежать из дома. Собрал свои пожитки и ночью, когда все спали, тихонечко выскользнул из пещеры, и пошел по дорожке, ведущей к дальнему холму.
Там, за дальним холмом, была другая пещера. В ней со своими родителями жила подружка Яремы, маленькая дракониха Аришка. Ярема часто приходил к ней в гости, и они радостно резвились вместе на солнечной лужайке. ≪Буду жить у Аришки, у нее родители добрые и пещера уютная, не то что наша≫, — решил маленький дракончик. Что решил, то и сделал. Так дракончик Ярема поселился у подружки Аришки. И жили
они весело и дружно.* * *
(Продолжение сказки, предложенное психологом)
Хорошо жилось Яреме в гостях у Аришки. Так бы жил да жил и никуда не уходил. Но однажды из родной пещеры сорока принесла Яреме недобрую весть: ≪Маленького драконенка Пашу украл колдун Злюка и спрятал его в чаще лесной густой
и непроходимой, в норе темной и страшной. И никто не сможет его спасти≫.
Никто не сможет его спасти, эхом отозвалась весточка в сердце Яремы. ≪У папы и мамы их драконьи туловища такие большие, да еще и крылья размашистые, а вход в нору такой
узкий, что достать малыша они не смогут, — рассуждал Ярема. — Самостоятельно ему тоже не выбраться. Он не то что летать, и ходить-то еще толком не научился. Кто же поможет родному братишке?≫
Опечалился дракончик Ярема, жалко стало ему Пашу, слезы так и покатились из глаз. А еще почувствовал он, как соскучился по своей семье! И по папе соскучился, и по маме, и по братику. Думал он, думал и решил: ≪Надо идти Пашу выручать, кромеменя, ему никто не поможет. Да вот только как же мне пойти в чащу лесную непроходимую, там ведь темно и страшно, того и гляди, пропадешь≫. И тут на помощь ему пришла Аришка.
≪Нужно позвать фею Добродэлию, она обязательно что-нибудь придумает≫, — сказала подружка. Дети вместе громко крикнули: ≪Фея Добродэлия! Фея Добродэлия-а-а!!!≫
— Апчхи! Кто меня потревожил? Кому тут помощь нужна? — пропела фея, внезапно появившись прямо из воздуха, только разноцветные искорки разлетелись в разные стороны.
— Это мы, это мы, — запрыгали от радости Ярема и Аришка и рассказали Добродэлии о беде, которая приключилась в семье дракончика Яремы.
— Знаю я, как твоему горю помочь, — проговорила фея, — есть у меня волшебные огоньки, которые и темную дорогу освещают, и в любой беде помогают. Но волшебство, потому и волшебство, что не для всех. Огоньки помогают тому, у кого сердце доброе и душа чистая. Только тогда они начинают светиться!
Добродэлия раскрыла ладошку маленького дракончика и насыпала туда горстку каких-то крупинок. Сердце Яремы заколотилось и... О, чудо!., крупинки заиграли яркими разноцветными огоньками.
— У тебя доброе сердце, малыш, счастливого пути! — сказала фея.
— Спасибо, дорогая Добродэлия, спасибо Аришка, — поблагодарил Ярема фею и подружку, сложил волшебные огоньки в свой нагрудный кармашек, повесил на плечи небольшой рюкзачок с едой и отправился на поиски Паши.
Путь к норе колдуна Злюки был неблизким, шел Ярема три дня и три ночи. Храбро шагал по лесным чащам, и всюду ему помогали волшебные огоньки. И вот наконец добрался дракончик до норы, ведущей в подземелья злого колдуна. Подошел он к входу,
достал три крупинки, чтобы огонь был не слишком ярким, сложил свои драконьи крылышки и стал протискиваться в нору.
≪Уф, еще раз... Уф, получилось!≫ — прошептал себе под нос Ярема и тихонько позвал. — Ау-у-у, Паша, братишка, ты здесь?»
— Я тут, — пропищало что-то в глубине подземелья.
Ярема бросился туда, откуда послышался тоненький голосок, и где в свете огоньков сверкнули перепуганные глазки маленького драконенка. ≪Нашел! Я его нашел!≫ — облегченно выдохнул Ярема. Он подбежал к брату и обнял малыша. Сердце
Яремы радостно стучало, а в глазах у Паши засверкали слезинки. Но плакать и радоваться не было времени, нужно спасаться от злого колдуна.
Братья уже собрались выбежать из подземелья, как путь им преградил страшный Злюка. Дракончики оказались в ловушке. И тут Ярема вспомнил слова феи Добродэлии, что волшебные огоньки в любой беде помогают, и швырнул в Злюку сверкающими
крупинками. Он-то думал, что злой колдун исчезнет под землей или растворится в воздухе. Ничего подобного! Как только крупинки коснулись Злюки, колдун вдруг расплылся в счастливой улыбке и превратился в Добрюню. Вот такие волшебные
огоньки!
Добрюня проводил братьев-дракончиков домой. С тех пор Ярема живет в своей семье с мамой, папой и любимым братишкой. А сорока разнесла по королевству новую весть: ≪Лучшего помощника, чем Ярема, родителям не найти≫.
Что же стало с холодной, сырой и темной пещерой, которая так не нравилась дракончику? Вернувшись домой, Ярема достал из кармашка оставшиеся волшебные огоньки и рассыпал их по всей пещере. Дом наполнился дивным светом, огнями всех цветов
радуги, и стал самой красивой и уютной пещерой в округе. Вокруг выросли прекрасные цветы и запели птички. Дракончик Ярема навсегда полюбит свой чудесный дом. А с Аришкой он до сих пор дружит, теперь и она приходит к другу в гости.
* * *
После прослушивания сказки психолог дала Сереже домашнее задание нарисовать пещеру, наполненную волшебными огоньками. Ребенок изобразил пещеру, как он ее себе представлял, и в ней всех членов семейства драконов (маму, папу и двух сыновей).
ПРИЕМ ПОСТРОЕНИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ ПО Р. ГАРДНЕРУР. Гарднер разработал методику-игру ≪обоюдного рассказа≫. Вначале он знакомил ребенка с условиями предстоящей игры:
1) рассказ должен быть увлекательным и приключенческим;
2) нельзя пересказывать то, что ребенок видел по телевизору, слышал по радио, или то, что с ним когда-то произошло на самом деле;
3) у рассказа должны быть начало, середина и конец;
4) в нем должно содержаться определенное поучение.
Когда рассказ ребенка был готов, терапевт сочинял свой рассказ с теми же действующими лицами и той же фабулой, но, вплетая в ткань повествования моменты ≪более здоровой адаптации≫, которые отсутствовали в рассказе ребенка.