Помолимся за родителей
Ангелам, нашим хранителям,
Помолимся, и когда-нибудь
Помолятся дети за нас.
К. Губин
По мнению А. Гнездилова, известного петербургского сказкотерапевта и организатора первого хосписа, когда человек теряет близкого, для него теряют смысл и сказки со счастливым концом.
Терапевтические сказки в этом случае направлены на описание опыта потери, горевания, возвращения к жизни.
В своей практике, работая с детьми, пережившими потери, я обращаюсь к образам ангела, мудреца, учителя, старой бабушки или древней, покрытой пылью книги. В этих сказках или притчах нет советов и уроков, но в них присутствует идея бесконечности жизни. Такие метафоры просто читают или рассказывают и редко обсуждают.
ГРУСТНАЯ СКАЗКА ДЛЯ МАКСИМКИДаже сейчас, по прошествии нескольких лет, я с болью в сердце вспоминаю маленького Максимку и его бабушку. Вначале был телефонный звонок, и мы договорились о встрече. Потом пришла бабушка и рассказала печальную историю о смерти невестки и о том, что уже полгода они с сыном скрывают от Максимки правду. Пожилая женщина просила сделать хоть что-нибудь и вернуть Максимку к жизни. «Он плохо спит, почти не ест и все время квакает, как лягушка», —делилась она своей болью. На третью встречу они пришли вместе, бабушка и ее пятилетний внук.
Хрупкий, почти прозрачный Максимка посмотрел на меня грустными глазами и не ответил на приветствие. Не знаю почему, но я сразу почувствовала, что мальчик знает или догадывается о смерти матери. Молчание отца и «святая» ложь бабушки, что мама лежит в больнице, видимо, давно были разоблачены его сыновним сердцем.
Для себя я определила две задачи: убедить отца и бабушку мальчика в необходимости сказать правду о смерти матери и подготовить Максимку к посещению ее могилы. И работа началась.
Вначале мы рисовали с Максимкой его любимых лягушек, потом дружно квакали и скакали, как настоящие лягушки, а в конце встречи я рассказала ему сказку о лягушонке Ква-симке.
Лягушонок Ква-симка
Высоко-высоко в горах было Зеленое озеро. Вода в нем всегда была чистая и прохладная.
В этом горном озере жили рыбы и лягушки. У рыбок были золотые и серебристые
чешуйки, а у лягушек красивая зеленая кожица, точно такая же, как цвет воды в озере.
Но самая красивая и самая зеленая кожица была у маленького лягушонка по имени Квасимка. Пять дней назад Ква-симка превратился из маленького головастика в настоящего лягушонка, но уже умел хорошо квакать и высоко прыгать. Бабушка, папа
и мама очень гордились маленьким лягушонком и всем вокруг рассказывали, какой он умный и хороший. Ква-симка тоже очень любил бабушку, папу и маму и старался быть послушным и воспитанным. Это была самая дружная лягушачья семья на озере.
Жить на озере было весело и спокойно. Правда, иногда на озеро налетал ветер, поднимавший опасные волны, но тогда все взрослые лягушки и маленькие лягушата выпрыгивали из воды и прижимались к большим камням, чтобы их не унесло волной
в середину водоема.
Однажды ночью случился очень сильный ветер. Он не только поднял высокие и опасные волны, но и сорвал в горах большие камни, которые быстро покатились вниз к озеру. Почти все лягушки и лягушата, как всегда, выпрыгнули из озера и прижались к камням, но несколько лягушек не успели это сделать, и на них упал большой камень с горы.
Во время ветра никто не заметил, что произошло. И только, когда ветер затих, маленький Ква-симка понял, что его мамы нигде нет. Он начал прыгать по берегу озера и звать ее, но мама не откликалась. Вдруг Ква-симка увидел большой камень, упавший с горы, и струящийся из-под него тоненький лучик золотистого света. Лягушонок замер, ему было страшно и интересно, его маленькое сердечко готово было выпрыгнуть из груди. Луч становился все гуще и больше, пока наконец не превратился в лягушку.
Ква-симка сразу узнал свою маму, но она была не такая, как всегда. Ее кожица светилась серебром и золотом, а не была зеленая, как обычно. А еще на ее спине выросли крылышки, точно такие, как у больших бабочек, красивые и разноцветные.
Мама Ква-симки была похожа на волшебницу.
— Мама, это ты? — неуверенно спросил лягушонок.
— Да, мой дорогой, — ответила волшебница.
— Что с тобой произошло, мама? Почему ты стала золотая и почему у тебя выросли крылышки?
— Я превратилась в ангела и должна сейчас улететь высоко в небо.
— Я не хочу, чтобы ты была ангелом. Я тебя не пущу! — закричал лягушонок и горько заплакал.
— Не плачь, Ква-симка. Это большая удача после смерти превратиться в ангела, а не просто лежать под большим камнем,
— успокоила лягушонка мама-ангел.
— А как же я? Кто будет меня любить? — не успокаивался Ква-симка.
— Я буду любить тебя на небе, а на земле тебя любят бабушка, и папа, и твои друзья, и полюбят еще много других лягушек.
— А когда я тебя снова увижу? — уже спокойным голосом спросил Ква-симка.
— Я буду приходить к тебе во сне, и мы будем вместе играть и веселиться. Еще я буду улыбаться тебе из-за облачка, но это будет нашим с тобой секретом. А сейчас тебе пора возвращаться к бабушке и папе, а мне улетать. До свидания, мой любимый сыночек.
— До свидания, мамочка, — ответил Ква-симка и грустно побрел домой.
Но вдруг озорной ветерок сбил лягушонка с лапок и перевернул на спину. Ква-симка случайно посмотрел на небо и увидел, как из-за облачка ему улыбается мама-ангел.
Лягушонок улыбнулся ей в ответ, быстро вскочил на лапки и довольный поскакал к бабушке и папе. У него появился большой секрет, о котором знали только он и мама-ангел.* * *
Случай с Максимкой был моим первым и, к сожалению, не последним опытом работы с детьми, потерявшими родителей. Сказать честно, я сомневалась, что сказка может помочь в такой специфичной ситуации, но практика еще раз подтвердила огромную силу терапевтической метафоры.
Чуть позже бабушка рассказала, что произошло на кладбище.
Когда Максимку привели к могиле матери, он рассказал папе и бабушке про ангелов, а потом закинул голову, посмотрел на небо, слегка прищурился и как-то хитро улыбнулся.
ДЕЖА ВЮ, ИЛИ ЕЩЕ ОДНА ГРУСТНАЯ СКАЗКАКогда моя коллега, психолог-консультант центра социальных служб для семьи, детей и молодежи Нина Коробченко рассказала о Дениске, я подумала, этого просто не может быть. Невозможно, чтобы история Максимки повторялась с такой точностью. Столько совпадений. Что это? Дежа вю. Но, увы, это был другой мальчик, другая жизнь и другое горе.
Приближался Новый год — праздник, когда сбываются мечты. Пятилетний Дениска попросил Деда Мороза исполнить его самое большое желание: полететь в загадочную Индию и увидеть маму.
Мальчик верил, они скоро встретятся. Мама Дениски долго болела и умерла в больнице полгода назад. По совету друзей бабушка и отец пытались оградить ребенка от жестокой правды, пока он не подрастет. Скрывая слезы, они уверяли мальчика, что мама лечится в далекой Индии.
Шло время. Бабушка стала замечать, что внук все реже резвится и играет со сверстниками. Воспитатели в детском саду начали жаловаться на агрессивное и злобное отношение Дениски к другим детям. Тогда-то бабушка и обратилась за помощью к психологу.
Психолог предположила, что изменения в поведении ребенка вызваны сдерживаемыми и невыраженными вовне чувствами тревоги, страха и неосознанного горя. Для того чтобы снять эмоциональное напряжение, ребенку было предложено совместное сочинение сказки.
* * *
Психолог: Тебе нравится читать книжки или смотреть мультфильмы?
Дениска: Да.
Психолог: А какой мультфильм тебе нравится больше других?
Дениска: Про олененка Бэмби.
Психолог: Хочешь, я расскажу тебе сказку?
Дениска: Да.
Психолог: А про кого будет наша сказка?
Дениска: Про олененка.
Психолог: Хорошо. Слушай внимательно, запоминай старательно. Ушки открываются, сказка начинается.
Олененок Сэнди
На далеком Севере жила семья оленей: мама, папа и сын — маленький олененок
Сэнди. Родители терпеливо учили Сэнди, как выжить на суровом Севере.
Отец показывал ему, как разбивать копытцем снежную корку и находить под ней сладкий мох, как бежать по скользкому снегу, чтобы ноги не разъезжались в разные стороны. Мама объясняла олененку, как вылизывать оленью шкурку, чтобы она всегда оставалась
чистой и гладкой. Мама очень любила своего сынишку, баловала его, рассказывала сказки, пела колыбельные песенки, играла с ним в разные игры. Летом они вместе лакомились сочными травами, а зимой искали мох, как учил папа-олень.
Но как-то летом мама Сэнди сильно заболела. Она больше не могла ходить на луг к живительному ручейку, чтобы лакомиться сочной травой и пить свежую водичку. Хотя папа и Сэнди изо всех сил заботились о маме, силы покидали ее, и однажды случилась беда...
Дениска: Нет, дальше не надо!
Психолог: Ты не хочешь, чтобы случилась беда?
Дениска: Не хочу.
Психолог: Хорошо, тогда дома ты сам придумаешь и нарисуешь продолжение сказки.
На следующее занятие Дениска не принес рисунка, мотивируя это тем, что еще не придумал, чем закончится сказка. После непродолжительной беседы о «делах» в детском саду и дома и создания соответствующей атмосферы психолог продолжила работу.
Психолог: Хочешь, я расскажу тебе продолжение сказки?
Дениска: Хочу.
Психолог: Случилось так, что у Сэнди не стало мамы — она умерла. Вместе с папой они похоронили маму.
Дениска: Они накрыли ее ветками?
Психолог: Папа и Сэнди бережно накрыли ее тело ветками деревьев. Маленький Сэнди все время плакал. Плакал, когда мама умерла, плакал, когда они с папой накрывали ее тело ветками деревьев.
Дениска: А папа плакал?
Психолог: Папа утешал Сэнди и просил не плакать. А сам украдкой тоже смахивал горькие слезы. Плакали все: и старые, и молодые олени, потому что они все любили маму Сэнди. Шло время, Сэнди было очень плохо без мамы, и он, когда ему было очень грустно, приходил на могилку. Однажды ночью, когда Сэнди никак не мог уснуть, он смотрел на звездное небо, вспоминая те дни, как ему было хорошо, когда мама пела колыбельные. Вдруг одна звезда помигала, помигала, и Сэнди услышал голос мамы:
— Милый мой сыночек, Сэнди! Я знаю, как тебе тяжело, но я хочу, чтобы ты не грустил. Так случилось, что я не могу быть рядом с тобой, но я вижу каждый твой шаг, радуюсь за каждый твой успех, и тоже грущу, когда тебе плохо. Мне так хочется, чтобы ты вырос сильным и мужественным. Помни, я каждую минуту с тобой! Я очень тебя люблю!
Сэнди рос смелым и мужественным. Когда он стал взрослым, олени выбрали его своим вожаком. А мама с неба очень радовалась за своего олененка Сэнди.
Вот так закончилась наша сказка. Тебе понравилось, что олененок Сэнди стал вожаком оленей?
Дениска: Да.
Психолог: Теперь ты нарисуешь мне сказку?
Дениска: Нарисую.Психолог посоветовала бабушке рассказать Дениске правду, а при возможности посетить могилу матери.
На третью встречу Дениска пришел вместе с отцом и принес рисунок, где была нарисована могила мамы олененка Сэнди.
Отец рассказал психологу о том, как они побывали на могиле у мамы; о том, как он там расплакался, и о том, как Дениска его успокаивал.
После занятий с психологом и посещения могилы в доме снялось напряжение, все могли спокойно говорить о покойной женщине, а в садике Дениска впервые смог сдержанно объяснить сверстникам, что его мама за ним не приходит, потому что она умерла.
Все будет хорошо
(Сюжет сказки с «переплетением» основных сенсорных систем)
Отец лежит в больнице. Ребенок читает вывеску на двери «Все будет хорошо». Умирающий отец шепчет сыну на ухо: «Все будет хорошо». Отец умер, пошел дождь. Дождь шел несколько недель. Все устали от хмурого неба, воды под ногами, серости
и сырости. Как-то утром сын проснулся и увидел чистое небо и яркое солнце. Он почувствовал, что сегодня все будет хорошо.
КАК ДЕТИ РЕАГИРУЮТ НА СМЕРТЬНемецкие исследователи Герхард Брауне и Герман Польмайер считают, что у детей до 5 лет еще нет устойчивого представления о смерти как о чем-то необратимом. Для ребенка в
этом возрасте умереть означает продолжать существование в какой-то другой форме. Хотя в 5 лет ребенок уже имеет представление о расставании, на смерть он реагирует не только со страхом и протестом, но и с некоторым любопытством. Ребенку кажется, что смерть — это что-то вроде сна. Ему кажется, что после похорон люди еще каким-то образом живут в гробу. В то же время ребенок начинает понимать, что «жизнь после смерти» отличается от обычной жизни.
Старший дошкольник имеет достаточно четкое представление о смерти. Часто речь идет о персонифицированном представлении, когда смерть предстает в образе скелета или привидения с косой. В младшем школьном возрасте появляются моральные представления о смерти. Часть детей этого возраста считает смерть наказанием за зло. Другая часть детей относится к смерти как естественному концу жизни.
Пока я работала над этой частью книги, детские воспоминания накрыли меня волной грусти и печали. К счастью, у меня в детстве не было таких потерь, как у Максимки и Дениски. Папа ушел из жизни, когда мне было двадцать лет. Моя мама жива, и я каждый день благодарю за это Небеса. Мой опыт потерь заключался в другом, я «хоронила» своих домашних питомцев.
Конечно, взрослый читатель вправе сейчас возразить, что нельзя сравнивать смерть человека и смерть птички, ежика или собачки. Но для ребенка, у которого живы родители, бабушки и дедушки, смерть любимого питомца — огромное горе. Детское сердце не
принимает смерть тех, кого любит, кем бы они ни были. Мои детские воспоминания о потерях — это горевание вместе с Максимкой и Дениской, это мой детский опыт потерь
и возвращения к жизни. Я помню, как соседский юноша в конце зимы принес мне
клетку с птичкой. Это был снегирь. «Снегири любят холода, потому их животики ярко красного цвета, как щечки детей, которые гуляют на морозе», —объяснил юноша и подарил мне птичку.
Я была счастлива, у меня дома жила самая красивая птичка на свете.
Закончилась зима, прошла весна, наступило жаркое лето. Однажды, вернувшись домой с прогулки, я увидела, что дверца в клетке открыта, а внутри —пусто.
—Где снегирь? —спросила я у мамы.
—Его больше нет, —грустно сказала мама, —ему очень жарко летом, он мог заболеть, потому я отпустила его на волю.
В ту же ночь мне приснился сон, что рано утром кто-то стучит в мое окошко. Я подхожу ближе и вижу своего снегиря. Осторожно открываю окно, нежно беру его в руки и бережно, обняв двумя ладонями, несу к клетке...
И в ту минуту я просыпаюсь, нежно сжимая между ладоней уголок подушки. В руках вместо снегиря — уголок подушки! Моему горю не было границ. Слезы не капали, они текли ручьем.
— Что случилось? — мягко спросила мама.
Я рассказала ей свой сон, и тогда мама сказала мне правду:
— Снегирь умер, а его душа улетела высоко в небо, туда, где прохладно... Там хорошо... А мы будем помнить птичку и радоваться жизни.
Сказала и заплакала. Мы долго сидели обнявшись, и каждый плакал о чем-то своем.
РадугаЕсть Земля, и есть Небеса.
Есть Тело, и есть Душа.
Тело хочет жить на Земле,
а Душа стремится в Небо.
Когда Душа прощается с Телом,
Земля и Небо плачут дождем.
После дождя появляется Радуга —
семицветная дорожка,
по которой Тело уходит в Землю,
а Душа поднимается на Небеса.
Мудрец
Высоко в горах, где снежная зима принимает в гостях жаркое лето, жил старик. Каждый день к нему приходили люди. Они поднимались в горы по извилистым тропам, скользили по отполированным камням, цеплялись за корни растений, чтобы увидеть старца, рассказать ему свою историю и услышать мудрый совет или наставления.
После возвращения домой визитеры делились впечатлениями. Одни говорили, что Мудрец настолько стар, что давно не считает своих лет. Другие говорили, что он молод, просто волосы его покрылись снегами из-за испытаний, которые ему пришлось
пережить. Третьи были уверены, что они общались с женщиной, а не с мужчиной. Но все были едины в одном — советы Мудреца помогали жить дальше, его слова вселяли надежду, его добрый взгляд и улыбка придавали уверенность и силу.
Облака
Однажды к Мудрецу привели печального мальчика. Уже две недели, после смерти любимой бабушки, он не спал и не ел, перестал улыбаться и играть с другими детьми.
Взял старец мальчика на свои колени и тихо-тихо заговорил:
«Посмотри на небо...Видишь там облака, маленькие и большие. Жизнь людей похожа
на облака... Сначала в небе рождается маленькое облачко. Оно гуляет по небу и набирается сил. Становится все больше и старше. Когда облако становится очень
большим и старым, оно проливается на землю дождем... Некоторые люди думают, что облако пропало, растаяло, умерло...
На самом деле это не так. Дождь, рожденный облаком, наполняет речки, моря и океаны. Позже вода из этих речек, морей и океанов, согретая солнцем, снова поднимется вверх, и в небе родится новое маленькое облачко».
Мудрец замолчал, молчал и маленький мальчик, он спокойно спал.