Хотелось бы для начала понять, что же такое раннее развитие ребенка. Есть несколько определений, данные разными людьми – психологами, врачами, авторами методик, журналистами, преподавателями дошкольных учреждений.
1. Раннее развитие – это обучение и воспитание ребенка с рождения и до 6 лет.
2. Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте
(от 0 до 2-3 лет).
3. Раннее развитие – это специальные методики, направленные на опережающее
развитие способностей ребенка, на то, чтобы он начал осуществлять различные
физические и интеллектуальные действия и операции раньше, чем подавляющее
большинство его сверстников.
4. Раннее развитие – это миф. Продуманное обучение ребенка в первые три года жизни – это не раннее, а своевременное развитие, потому что потом мозг ребенка перестанет
настолько эффективно воспринимать информацию.
Обобщив все эти ответы, для себя мы можем сделать вывод, что раннее развитие – это
некая программа действий, которую сознательно выбирают родители для того, чтобы
максимально эффективно и как можно раньше (по крайней мере, до шести лет) раскрыть и
укрепить все способности своего ребенка.
Раннее развитие: аргументы «за» и «против»
И все-таки, так ли все однозначно с ранним развитием?
Как ни покажется это странным, но далеко не все умные и квалифицированные
специалисты, не все любящие и неравнодушные родители убеждены в пользе раннего
развития. Довольно много уважаемых и совсем не глупых людей считают, что не стоит
торопить природу: нормальный ребенок обязательно сам научится ползать, ходить,
плавать, рисовать, в свое время он начнет читать и писать, освоит математику и
иностранный язык. В конце концов, говорят противники раннего развития, тысячелетиями
человечество как-то развивалось, появлялись гении физики и химии, живописи и
литературы, изобретатели и космонавты... Даже в наши дни в индийских или африканских
племенах, далеких от цивилизации, растут здоровые, неглупые и счастливые дети. И все
это без какого-либо намека на раннее развитие!
В общем и целом, аргументы противников раннего развития сводятся к следующему.
• Раннее развитие вредит здоровью ребенка, поскольку нарушает естественный ход
формирования его организма и адаптации к окружающей среде.
• Развитие интеллекта и физических возможностей ребенка, на которые ориентированы
почти все методики, оставляет в стороне эмоциональную сферу, уровень социализации и,
самое главное, психическую жизнь ребенка. А их невозможно поторопить никаким
образом. В результате возникает очень опасный дисбаланс: физически и интеллектуально
опережающий своих сверстников ребенок может значительно отставать от них в
эмоциональном плане, быть своеобразным «инопланетянином» в группе, классе или на
детской площадке.
• Почти все методики раннего развития очень трудоемки, требуют от родителей
значительного времени для их изучения и изготовления дидактических материалов.
Гораздо полезнее посвятить эти драгоценные часы самому ребенку, играм и прогулкам, а
не чтению книжек и клеению карточек (сейчас многие материалы можно купить, но стоят
они очень недешево). И нельзя отнимать время у ребенка: лучше просто поиграть в
машинки и куклы, чем заставлять его читать и считать. Читать и считать он обязательно
научится позднее, а вот играть времени у него уже не будет. Не отнимайте у человека
детство!
• А зачем, собственно, ребенку нужно читать в два го да или играть на пианино в пять?
Что он будет читать? У нас нет книг для такого раннего возраста – значит, родителям
придется сочинять и делать их самим. Что он поймет в музыке Баха, даже если сможет
воспроизвести ее? Даже если к пяти годам он будет знать таблицу умножения – что это
ему даст? Рано или поздно (скорее всего к 15-20 годам) «развитой» ребенок сравняется со своими сверстниками, которые обошлись без всякого раннего развития.
• Не всякий родитель пожелает своему ребенку судьбу вундеркинда. Ведь это не только
восторги взрослых, но и нелюбовь сверстников, зачастую отсутствие близких друзей и
семьи, ощущение себя белой вороной. Родителям вундеркинда тоже не позавидуешь: они
намертво привязаны к своему ребенку, вынуждены жертвовать своими интересами и
личным временем ради занятий с ребенком по специальной программе.
На все эти опасения и обвинения сторонники раннего развития могут убедительно
ответить: мир, в котором мы живем, совершенно не похож на мир, существовавший сто,
двести, пятьсот лет назад. И дело не только в обилии техники или открытости границ –
дело в том, что этот мир непредсказуем. Во времена Пушкина (не говоря уж о более
ранних временах) родители хорошо знали, к какой жизни им следует готовить ребенка,
все было заранее спланировано на много десятилетий вперед. А в наши времена? Кто
может предсказать, какой будет жизнь вашего ребенка через двадцать, тридцать лет? У
нас не родители учат детей, а зачастую дети родителей. Поэтому надо крайне осторожно
обращаться к опыту прошлых поколений. Что касается опыта первобытных племен – да,
конечно, дети там растут замечательные и без умения читать и считать. Но ваш-то
ребенок, скорее всего, будет жить не в племени среди растений и животных, а в
высокотехнологичной цивилизации, среди компьютеров и мобильных телефонов!!! Так
что выбирайте сами – учить или не учить.
Мы не отнимаем у ребенка детство, говорят сторонники раннего развития. Мы просто
делаем это детство насыщенным, разнообразным и интересным. Ни одна методика, ни
один автор не призывает заменить прогулки и игры обучением за партой. Речь идет лишь
о том, чтобы сделать прогулки образовательными, а игры – развивающими. Помните
самое главное правило раннего развития: никакого насилия! Если ребенку не интересно –
значит, что-то вы делаете не так, и надо отказаться от занятий или выбрать другой метод.
И еще один аспект. Истоки раннего развития организма лежат в физической активности
ребенка, поэтому спорт и прогулки не альтернатива развитию, а необходимая и
обязательная его часть.
Самая сложная проблема, не имеющая единственного решения, – это проблема времени.Один из лидеров раннего развития, Гленн Доман, прямо указывал, что его методика
адресована «профессиональным родителям», то есть тем, для кого воспитание ребенка –
основная и единственная профессия. Популярный отечественный автор Лена Данилова в
одной из своих статей пишет: «Раннее развитие – это многолетний, кропотливый труд,
требующий постоянной включенности в жизнь ваших детей, постоянного творческого
напряжения, значительных затрат времени и сил на подготовку пособий, разработку игр и
занятий». Такой подход может отпугнуть многих: все-таки в России не так много мам,
единственным делом которых является воспитание ребенка. Но не все так однозначно;
решение проблемы времени зависит во многом от умения взрослых организовать свое
время. По тратить полчаса, а не полтора на приготовление обеда, а свободный час
посвятить раннему развитию. Пригласить бабушку или домработницу для уборки дома, а
в освободившийся час склеить и написать необходимые материалы и игры. Было бы
желание, а время найдется.
И наконец, про вундеркиндов. Если родителей, желающих вырастить вундеркиндов,
мало, то еще меньше тех, кто мечтает вырастить серую посредственность, – по крайней
мере, такие родители вряд ли читают эту книгу. Раннее развитие – это не панацея, и
результат не гарантирован. Окружающая ребенка среда – важнейший фактор его развития,
но ведь есть еще и наследственность, и природные способности, и склонности. Вы можете
активно развивать в нем математический интеллект, а он станет спортсменом или поэтом.
Цель раннего развития – не вырастить вундеркинда, а дать ребенку шанс проявить все,
заложенное в нем природой. Это шанс стать счастливой, гармоничной и социальной
успешной личностью. Есть вероятность, что такая личность вырастет и без активной помощи взрослых. Но эта вероятность гораздо больше, если родители помогают ребенку и
верят в его силы.
Каким бывает раннее развитие
Существуют разыне методики раннего развития. Каждый автор
убежден, что его методика подходит всем детям, но, как показывает практика, это не
совсем так. Ведь ребенок не чистая доска, на которой можно написать все, что угодно. От
природы задан, например, пол ребенка, а это очень существенный фактор; есть левши и
правши (см. об этом подробнее в разделе «Развиваем мышление и интеллект»). У каждого
ребенка своя, уникальная генетическая программа. Один растет в семье физиков в
Мурманске – его с рождения окружают формулы, за окном полярная ночь, а в
холодильнике – рыба и бананы, привезенные с другого конца света. Другому привелось
родиться в семье агрономов в Краснодаре – он ест выращенные родителями фрукты и
овощи, знает, как выглядит колорадский жук, а солнце для него так же естественно, как
любовь родителей. А третий малыш... А пятый... А двадцатый... Бесконечное
разнообразие. Условия рождения, бытовая обстановка, экология региона, первые
впечатления, питание матери и ребенка – все это влияет на ребенка, формирует его
организм и личность.
Поэтому, прежде чем приступать к раннему развитию, следует составить примерную
программу того, что вы собираетесь делать. А для этого надо собрать материал,
осмыслить его и выделить те аспекты, которые подойдут именно вашему ребенку. Решить
первую задачу – собрать материал – вы можете с помощью этой книги; мы постарались
организовать материал так, чтобы вы быстро и легко могли найти необходимые сведения.
А вот с осмыслением этого материала и с составлением индивидуальной программы
развития вашего ребенка никто не справится лучше его родных и близких. Выбирая
методику раннего развития или ее элементы, ответьте себе на такие вопросы:
1. Все ли мне понятно в этом методе? Если нет – где я могу разрешить свои сомнения?
2. Подходит ли этот метод моему ребенку? Нет ли у ребенка противопоказаний для
этого метода (особенно важен этот вопрос в отношении методик физического развития)?
Понравится ли этот метод моему ребенку?
3. Каких трудовых и временных затрат требует этот метод? Могу ли я их себе
позволить?
И помните – индивидуальная программа развития ребенка тем хороша, что вы можете ее
корректировать и изменять. Не пошел один метод – обратитесь к другому. И этот никак?
Присмотритесь к третьему. Думайте, выбирайте, комбинируйте, фантазируйте, а мы
постараемся вам помочь.
Основные правила применения методик раннего развития
В наши дни общепризнанно, что в первые годы жизни организм человека развивается
чрезвычайно быстро, мозг растет с невероятной скоростью. Самые значимые изменения в
жизни человека происходят в течение первого года: подумайте сами, ну когда еще масса
вашего тела увеличится за год в три раза и более? С каждым следующим годом скорость
развития замедляется. Детство называют «некомпенсируемым» периодом: то, что человек
не получит и не узнает в детстве, он не получит и не узнает уже никогда. А если получит и
узнает, то с невероятным трудом. Методики раннего развития как раз и стремятся «не
упустить шанс»: дать ребенку в первые годы его жизни как можно больше, чтобы потом
не упустить ничего.
Мы сразу хотим определить базовые правила раннего развития, которые применимы ко всем методам и упражнениям, описанным здесь.
ПРАВИЛО 1 (самое главное)
Никакого насилия над ребенком!
Нельзя проводить никакие развивающие занятия, если ребенок выражает протест:
плачет, отмахивается, убегает.
Категорически не рекомендуется отрывать его от игры, прогулки под предлогом «пора
развиваться», нельзя угрожать («перестань дразнить кошку, иначе сядешь за
математику!»), шантажировать («пока не прочитаешь этот абзац, не получишь
мороженое!»). По какой бы методике вы ни занимались, занятия должны приносить
ребенку удовольствие, он должен ждать их с радостью и нетерпением. Помните: ничему
нельзя научить насильно, особенно в раннем возрасте. Принуждение к обучению
сформирует только ненависть к нему – и изменить такое отношение в более взрослом
возрасте будет очень и очень сложно.
ПРАВИЛО 2
Нельзя заниматься тем делом, которое вы не понимаете или по отношению к которому
вы испытываете недоверие
Прежде чем приступить к любым «нетрадиционным» занятиям (закаливанию, плаванию,
обучению математике, чтению и т. д.), внимательно прочитайте описание всей методики,
поймите ее основную идею, взвесьте все «за» и «против», может быть, откорректируйте
под своего ребенка. В случае сомнений, если вы не можете найти ответа на свои вопросы,
обратитесь к специальной литературе или в Интернет. Как бы хорошо ни были написаны
книги и продуманы методики, за своего ребенка отвечаете только вы. Известны случаи,
когда родители, слепо следуя книжным советам, калечили своего малыша физически и
интеллектуально, – но никакие суды не обвинят в этом авторов книг. Будьте внимательны,
активны и требовательны к самим себе, делайте только то, что считаете нужным,
правильным и интересным.
ПРАВИЛО 3
Ребенку полезно развивать любые способности, но только не в ущерб остальным
сторонам его личности
Нет ничего плохого в развитии интеллекта, но только если это не делается за счет
уменьшения времени на развитие его эмоциональной сферы или двигательной
активности. И наоборот, вряд ли стоит сутки напролет заниматься с маленьким ребенком
спортом, лишая его возможности играть, читать или рисовать.