Главнейший принцип методик Марии Монтессори заключается в том, что процесс обучения строится преимущественно в форме игры и подразумевает самостоятельное решение заданий. Развитие ребенка в русле данной методики подразумевает обеспечение индивидуального подхода в обучении и развитии малыша, когда он сам регулирует выбор дидактического материала и длительность занятий. Основная задача взрослых – создать особую развивающую среду, которая поможет проявить индивидуальные способности ребенка. Благодаря методике Монтессори активно развивается внимание и память, творческое мышление и воображение, речь и моторика. Упор делается также на освоение навыков общения, что происходит посредством коллективных игр и заданий, и на стимулирование самостоятельности в сфере бытовой организации. Название одной из базовых работ педагога звучит как «Дети - другие», так что, даже не открывая книгу, мы понимаем насколько взгляд Монтессори на развитие ребенка отличен от привычного. Мы привыкли смотреть на жизнь сквозь призму собственного взрослого «Я», воспринимающего информацию и получающего знания с помощью процессов анализа и синтеза окружающей действительности, но у ребенка познание мира происходит совершенно иначе. Он просто, как губка, впитывает происходящее. Он проживает каждое мгновение своей жизни, как говорится «здесь и сейчас», в то время как взрослые планируют свой день, выделяют главное и оставляя на потом несущественное. И, если мы можем обогащать свой опыт, наблюдая и учитывая чужой опыт, то ребенку нужно самостоятельно прожить ситуацию для того, чтобы она стала ему понятной. Малышу, в отличии от взрослых, интересен не столько результат деятельности, сколько сам процесс его достижения. Отличительной идеей дидактики Марии Монтессори называют идею спонтанного обучения, когда обучение происходит как бы само собой и ребенок даже не замечает, что учится. Материал, предлагаемый малышу для упражнений, имеет двойственное содержание: прямое и косвенное. Прямое – это то содержание, которым наполняет деятельность сам ребенок. Допустим, малыш строит из разноцветного конструктора домик. А косвенное содержание данной деятельности будет заключаться в том, какие цели достигает постройкой домика взрослый – развитие координации движений, концентрация внимания, знакомство с геометрическими фигурами и цветом.