На людях не принято плакать или раздражаться. Стыдно слишком громко выражать и восторг. И всем этому надо научить ребенка...
Нам приятен розовощекий улыбающийся карапуз, а не с посиневшим от крика лицом, который швыряет на пол игрушки. Вот мы и говорим: „Прекрати, не смей так себя вести, будешь наказан!", „Не шуми, бабушка спит!", „Хватит скакать, хватит ныть!'' и т.п. Однако спрятанные эмоции всегда найдут выход. Но какой? У детей нередко нарушается речь, они быстро утомляются, заболевают...
Взрослым кажется, что никаких особых переживаний и проблем у ребенка не должно быть, и мы отказываем ему в праве гневаться, ревновать или печалиться. Но ребенок тоже попадает в трудные ситуации, а значит, имеет право на чувства. Представьте себе, например, карапуза, у которого появился новорожденный брат или сестричка. Теперь он старший, и его уже не так часто берут на руки, больше требуют, ругают, меньше уделяют внимания...
Ребенку трудно свыкнуться с мыслью, что любовь нужно с кем-то делить, потому кроха ревнует или гневается. Он не всегда отдает себе отчет в собственных чувствах, но при этом невыразимо страдает, теряет аппетит или заболевает. Надо помочь малышу осознать, что он чувствует, признать, что такие чувства возникают у любого в подобной ситуации, научить управлять ими. Управлять, а не подавлять! Но и у единственного в семье ребенка, не имеющего соперников, тоже немало причин расстраиваться. То молния на курточке не застегивается, а так хочется справиться с ней самому. То мама выбросила детские .даляки" в мусорное ведро, а кроха так старался, рисовал. То бабушка тащит обедать, а малыш еще не достроил свой замок.
Чему же родители должны научить своего ребенка в первую очередь? Принимать и проявлять свои чувства так. чтобы никто от этого не пострадал.
Шаг1
Доверяйте и хвалите
Признайте, что у крохи могут быть свои желания (отличные от ваших). Это отчетливо проявляется после года, когда дитя становится самостоятельнее.
Рекомендации:
♦Предлагайте малышу сделать выбор ..Какие колготочки ты хочешь сегодня надеть: красные или белые?"
♦Цените маленькие и большие достижения крохи. Например, повесьте на стену его рисунок (даже если вам он кажется мазней). Кроха так самовыражался.
♦Рассказывайте окружающим об успехах ребенка. Когда придет с работы папа, не забудьте поделиться тем, как хорошо вел себя кроха, как помогал вам в течение дня.
♦Давайте ребенку небольшие поручения: подмести пол, протереть стол, подать что-нибудь. Пусть малыш узнает, что такое чувство удовлетворения от проделанной работы.
♦Не спешите все делать сами. Приучайте ребенка отвечать за свои поступки и устранять последствия. Например, если он рассыпал крупу, пусть собирает. Помогите ему лишь чуть-чуть.
♦Учите не расстраиваться из-за „проигрыша". Когда что-то не получается, расскажите, что у вас тоже то-то и то-то не выходит.
Шаг 2 Начните с себя
Признайте, что ребенок может испытывать чувства, в том числе и негативные. Такое возможно, если крохе не дают воплотить его намерения, не учитывают его мнение, отбирают игрушку.
Рекомендация:
♦Не стремитесь подавлять такие чувства. Если вы виноваты или оскорбили ребенка, не стесняйтесь признать свою ошибку, извинитесь перед малышом.
ШагЗ
Обсудите ситуацию
Побуждайте ребенка рассказывать о своих чувствах. Покажите пример сами, объясняя в доступных ре¬бенку выражениях происходящее с вами. Не пытайтесь укрыть свое горе или обиду. Иначе малыш ошибочно подумает, что мама расстроена именно из-за него.
Рекомендации:
♦ Если вы видите, что ребенок чем-то огорчен, подавлен, поговорите с ним. Только не на ходу, а в спокойной обстановке, когда никто не мешает. Спросите: „Что-то случилось?", „Ты чем-то расстроен?", „Тебе грустно?", „Тебя кто-то обидел?". Возможно, малыш не сразу ответит. Будьте терпеливы, расспрашивайте понемногу, пытаясь вместе разобраться в ситуации.
♦Ребенку трудно выразить, что он чувствует. Часто дети вообще не могут понять, что же происходит, или им не хватает слов. Если вы догадываетесь, в чем дело, по-говорите об этом, отведя себе роль активного слушателя. Например. „Ты очень злишься, тебе даже хотелось бы что-нибудь разбить..." Сделайте паузу, как бы приглашая малыша высказаться или хотя бы осознать свои чувства. Объясните, что любой человек иногда злится. Как с этим справиться? Например, побить подушку, чтобы злость вышла, а потом разобраться во всем спокойно.
♦Предложите ребенку нарисовать на бумаге свой страх (злость, ненависть, обиду, капризы), а потом скомкать листок. Обратите внимание, каким тот стал маленьким. Пусть кроха сожмет скомканный лист еще сильнее, а затем выбросит, растопчет или закопает.
Шаг 4
Выполните обещание
Учите ребенка просить прощения, мирно решать споры, обмениваться игрушками и пр.
Рекомендации:
♦ Всегда выполняйте свои обещания, если уж их дали. Будьте последовательны в своих требованиях. Не перегружайте ребенка запретами, лучше уступите в мелочах, не позволяя какие-то принципиальные вещи.
♦ Учите ребенка, как решать проблемы, достигая компромисса. Ваш кроха нетерпелив от природы? Попросите его немного подождать, обозначив границы ожидания: „Сейчас я домою посуду, и мы поиграем".
Шаг 5
Не словом единым
Покажите ребенку, что существуют легальные и безопасные способы выражения чувств. Продемонстрируйте, например, как вы, разгневавшись на кого-то, лупите боксерскую грушу.
Рекомендации:
♦Не запрещайте ребенку так называемые „грязные игры". Пусть малыш мнет глину или пластилин, играет с мокрым песком, рисует пальчиковыми красками, месит тесто (его можно и побить). Для детей легковозбудимых или даже агрессивных такие занятия должны стать ежедневными.
♦Отлично снимает напряжение вода. Ее можно переливать из одной формочки в другую, брызгаться.
♦Пусть ребенок нарисует что-нибудь, слушая приятную гармонизирующую музыку. Впрочем, рисовать можно и в тишине, например изображая свое настроение. Очень хорошо делать это пальчиками.
♦Попросите ребенка разрисовать... лица родителей (специальными красками) либо сделать маме прическу. Этот удивительный тактильный контакт и возможность распоряжаться родителями снимет напряжение.
♦Научите ребенка в трудную минуту рвать бумагу в клочья, бить специальную подушку. Побеситесь, подеритесь подушками, когда это никому не помешает.
Шаг 6 Наблюдайте за...
Очень важно научить маленького человечка понимать чувства других людей.
Рекомендации:
♦Играйте в „подражалки" и „изображалки". Попросите ребенка представить разных людей: как они ходят, какое выражение лица бывает у каждого. Пусть кроха попрыгает, как зайчик, походит, как косолапый мишка. Учите его наблюдательности: „Как папа приходит с работы?", „Как бабушка печет пироги?". Это помогает ребенку примерить на себя и понять состояния других людей.
♦Поиграйте с малышом в „зеркало". Сядьте лицом к лицу и повторяйте гримасы друг друга. Ребенок учится наблюдать и видит себя со стороны. Если пока это не получается, сядьте рядом у зеркала и погримасничайте.
♦Ребенку постарше предложите несколько портретов или картинок, где что-то происходит. Пусть попробует отгадать, кто эти люди, что они чувствуют, что любят, что делают.