У вас стирка. Вы прокипятили белье, сняли таз или ведро с плиты и поставили на пол. Ребенок, который будет бегать тут же, может споткнуться, поскользнуться и упасть в кипяток.
Вы гладите. Утюг стоит на столе. Ребенок, возможно, уже брал утюг в свои руки, когда он был холодным, и, не подозревая об опасности, снова тянется к нему. Привлекательность этой «игрушки» для малыша очень велика — как же, ведь вы пользуетесь им. И ваши предостережения, вполне вероятно, помогут только в данный момент. Когда вы отвернетесь, ребенок все-таки потрогает раскаленный металл. Хуже того — малыш может уронить на себя горячий утюг. Или кастрюлю с горячим супом, или чайник с кипятком, стянув скатерть со стола.
Если вы что-то шили, то могли по забывчивости воткнуть иголку в спинку кресла или дивана, уронить ее на пол, равно как и пуговицу. Ребенок их может найти и подобрать. Если вы оставили шпильки на тумбочке, не исключено, что малыш попробует воткнуть их в электрическую розетку, если она не закрыта заглушкой. Вы сами, подумав, вспомните достаточно много травмоопасных ситуаций. Остается только не допускать их теперь.
Нужно занять ребенка в то время, когда вы что-то делаете по дому. Например, вы на кухне — это место в квартире завораживает любого малыша: так много там чудесных, восхитительных вещей. И если вы готовите обед, малыш будет обязательно крутиться рядом. Попробуйте сделать так. Убрав все потенциально опасные вещи подальше от края стола, предложите ребенку следующую игру: заполнив ящик стола различными игрушками и предметами утвари, попросите сына или дочку открыть его. Используя одно из любимых занятий детей — открывать и закрывать что-либо, вы надолго займете внимание малыша. В ящик стола можно положить деревянные ложки, мисочки, бумажные стаканчики, игрушечные кастрюльки — словом, предметы, используемые для приготовления и приема пищи. Таким же образом можно распорядиться и одной из секций напольного шкафа.
Другая игра основана на страсти маленьких детей соотносить форму и размеры предметов. Освободите несколько жестяных банок из-под круп: больших, средних и маленьких. Ваш ребенок будет долго и сосредоточенно вкладывать и выкладывать банки, осваивая понятие о размере. Банка с крышкой, наполненная разными предметами, дает малышу возможность прятать и находить их, закрывая и открывая крышку, греметь ими. Только не забывайте — предметы не должны быть очень мелкими.
Еще одно интересное занятие: сделайте на крышке картонной коробки, например из-под обуви, отверстие и подберите предметы, которые можно в него опустить. Это прекрасное упражнение для мелкой моторики. Заняв ребенка делом, вы можете попутно знакомить его с тем, что вы делаете с неизвестными ему предметами.
Вы вправе возразить: да, но всего-то от ребенка не спрячешь, за всем не уследишь. Это так. Более того, очень скоро, как только малыш почувствует себя уверенно на ножках, пола ему будет мало. Он примется осваивать табуреты, столы и подоконники. И конечно, те места — ваши тайники, которые были для него недосягаемыми, пока он путешествовал только по полу. Так что в известном смысле перечисленные нами предосторожности — временная мера.
С неприятными сторонами окружающего мира, с опасными свойствами предметов ему так или иначе придется познакомиться. Это необходимая сторона жизненного опыта. Без этого нельзя научиться правильно обращаться с предметами. Другой вопрос — в какой мере малыш будет «обжигаться»? И здесь велика ваша роль. Благодаря вам ребенок может узнать о далеко не безобидных свойствах различных вещей, но с наименьшими для себя потерями. Вы должны делать ему как бы «прививки отрицательного опыта», предотвращая тем самым несчастье.